А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О революции сланца против революции Теслы



А вот если посчитать, кому в действительности сланцевая революция, удешевившая нефть, как серпом по... причинному месту?

Думаете, нефтяным императорам, президентам и шейхам?

Не торопитесь, пожалуйста. Тут не всё так однозначно.

Но сначала - немного предыстории. За последние восемь лет самые популярные литий-ионные аккумуляторы подешевели больше, чем втрое, в расчёте на единицу ёмкости (отдаваемой мощности). Этот процесс дал мощный старт их использованию в самых разных отраслях, включая и автомобилестроение. Удешевление производства аккумуляторных батарей сделало для успеха электрокаров Tesla ничуть не меньше, чем таланты Илона Маска.

Оптимисты надеются, что вместилища электричества продолжат в том же духе терять стоимость и дальше, а в результате цены электромобилей станут доступными даже городской бедноте. И это окончательно похоронит машины с ДВС, а вместе с ними - грязный воздух и грязные петрократии.

Менее радужный взгляд на ценовую динамику аккумуляторов состоит в том, что возможности их удешевления уже близки к исчерпанию при текущих ценах на исходное сырьё, производственные ресурсы и прочую рабсилу.

Accum-1

Вот так сформировавшееся плато на графике стоимости 1 кВт*ч литий-ионного аккумулятора будет ещё заметнее.

Accum-2
Как ни крути, себестоимость производства любого товара не может снижаться вечно и тем более не может упасть до нуля.

И если не произойдёт новой аккумуляторной революции, цена в 250-300 долл. за 1 кВт*ч (с учётом инфляции) останется надолго. А это означает, что стандартная батарея Tesla Model S ёмкостью 85 кВт*ч так и будет стоить порядка 25 тыс. долл., прямо задавая и цену всего электромобиля.

Как известно, Tesla Motors даёт на свой аккумуляторный блок гарантию 8 лет без ограничения пробега и утверждает, что за этот срок он сохранит не менее 70% первоначальной ёмкости. В принципе, при ожидаемом режиме перезаряда 1 раз в 5-6 дней это укладывается в стандартные для Li-ion батарей 500 циклов заряд-разряд, при которых те гарантированно сохраняют 80% ёмкости.

А откуда, собственно, взялся этот ожидаемый режим? Из чистой арифметики.

В среднем, частный легковой автомобиль в США проезжает 15,0-15,5 тыс. миль или 24-25 тыс. км в год. Что при ежедневном использовании эквивалентно 65-68 км трафика. Заявленная ёмкость аккумулятора Tesla обеспечивает 400+ км пути на одной зарядке, соответственно и выходим на обещанный режим.

Исходя из таких оборотов, за 8 лет средний американский автомобиль накатывает 192 тыс. км. По последним данным, в среднем он расходует 9,68 л. бензина на 100 км пути. Текущие бензиновые цены в США таковы:

USA Gasoline prices

При нынешних котировках на мировом рынке нефти они составляют в среднем 65 центов за литр. То есть годовые затраты среднего американского автовладельца на бензин составляют 1510 долл. в год или 12 тыс. 80 долл. за 8 лет.

Меж тем литий-ионные аккумуляторы обладают одним неприятным свойством. Они теряют ёмкость как в ходе эксплуатации, так и с течением времени. Этот процесс необратим. Причём по окончании гарантийного срока потери будут нарастать лавинообразно и где-то уже к концу девятого года эксплуатации ёмкость упадёт до 50% начальной. Но менять аккумулятор владельцу придётся уже за свой счёт.

Вот и выходит, что при текущих ценах на нефть автомобили с ДВС экономически выгоднее для владельцев, чем электрокары. В первом случае мы имеем 12-15 тыс. долл. расходов на топливо за 8-10 лет, во втором - стопроцентно вероятную замену аккумулятора ценой в 25 тыс. долл. раз в те же 8-10 лет.

Accum-0

Может ли это соотношение измениться в пользу электромобилей? Безусловно, если вырастут цены на нефть и потянут за собой стоимость бензина. Но тут уместно снова вспомнить о сланцевой революции, породившей медвежий ценовой цикл на мировом нефтяном рынке. При таких раскладах возврат нефти к 120 долл./баррель выглядит чем-то из области фантастики. Соответственно, и электромобили смогут потеснить своих бензиновых конкурентов, только если вмешается государство со своей налоговой политикой. Но вот зачем бы ему это делать?

Tags: авто, государство, конкуренция, нефть, технологии, транспорт, цены, экономия, эффективность

Posts from This Journal “конкуренция” Tag

promo a_nalgin июль 30, 2015 03:03 48
Buy for 100 tokens
Первые шесть лет Альманаха мой банный лист (a.k.a. ban list) пустовал. Такой гнилой либерализм отражал твёрдую убеждённость в том, что людей нельзя лишать права сло́ва, даже если мне совершенно неугодны их слова́. То самое я не согласен ни с чем из того, что вы говорите, но готов…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments