А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О революции сланца против революции Теслы



А вот если посчитать, кому в действительности сланцевая революция, удешевившая нефть, как серпом по... причинному месту?

Думаете, нефтяным императорам, президентам и шейхам?

Не торопитесь, пожалуйста. Тут не всё так однозначно.

Но сначала - немного предыстории. За последние восемь лет самые популярные литий-ионные аккумуляторы подешевели больше, чем втрое, в расчёте на единицу ёмкости (отдаваемой мощности). Этот процесс дал мощный старт их использованию в самых разных отраслях, включая и автомобилестроение. Удешевление производства аккумуляторных батарей сделало для успеха электрокаров Tesla ничуть не меньше, чем таланты Илона Маска.

Оптимисты надеются, что вместилища электричества продолжат в том же духе терять стоимость и дальше, а в результате цены электромобилей станут доступными даже городской бедноте. И это окончательно похоронит машины с ДВС, а вместе с ними - грязный воздух и грязные петрократии.

Менее радужный взгляд на ценовую динамику аккумуляторов состоит в том, что возможности их удешевления уже близки к исчерпанию при текущих ценах на исходное сырьё, производственные ресурсы и прочую рабсилу.

Accum-1

Вот так сформировавшееся плато на графике стоимости 1 кВт*ч литий-ионного аккумулятора будет ещё заметнее.

Accum-2
Как ни крути, себестоимость производства любого товара не может снижаться вечно и тем более не может упасть до нуля.

И если не произойдёт новой аккумуляторной революции, цена в 250-300 долл. за 1 кВт*ч (с учётом инфляции) останется надолго. А это означает, что стандартная батарея Tesla Model S ёмкостью 85 кВт*ч так и будет стоить порядка 25 тыс. долл., прямо задавая и цену всего электромобиля.

Как известно, Tesla Motors даёт на свой аккумуляторный блок гарантию 8 лет без ограничения пробега и утверждает, что за этот срок он сохранит не менее 70% первоначальной ёмкости. В принципе, при ожидаемом режиме перезаряда 1 раз в 5-6 дней это укладывается в стандартные для Li-ion батарей 500 циклов заряд-разряд, при которых те гарантированно сохраняют 80% ёмкости.

А откуда, собственно, взялся этот ожидаемый режим? Из чистой арифметики.

В среднем, частный легковой автомобиль в США проезжает 15,0-15,5 тыс. миль или 24-25 тыс. км в год. Что при ежедневном использовании эквивалентно 65-68 км трафика. Заявленная ёмкость аккумулятора Tesla обеспечивает 400+ км пути на одной зарядке, соответственно и выходим на обещанный режим.

Исходя из таких оборотов, за 8 лет средний американский автомобиль накатывает 192 тыс. км. По последним данным, в среднем он расходует 9,68 л. бензина на 100 км пути. Текущие бензиновые цены в США таковы:

USA Gasoline prices

При нынешних котировках на мировом рынке нефти они составляют в среднем 65 центов за литр. То есть годовые затраты среднего американского автовладельца на бензин составляют 1510 долл. в год или 12 тыс. 80 долл. за 8 лет.

Меж тем литий-ионные аккумуляторы обладают одним неприятным свойством. Они теряют ёмкость как в ходе эксплуатации, так и с течением времени. Этот процесс необратим. Причём по окончании гарантийного срока потери будут нарастать лавинообразно и где-то уже к концу девятого года эксплуатации ёмкость упадёт до 50% начальной. Но менять аккумулятор владельцу придётся уже за свой счёт.

Вот и выходит, что при текущих ценах на нефть автомобили с ДВС экономически выгоднее для владельцев, чем электрокары. В первом случае мы имеем 12-15 тыс. долл. расходов на топливо за 8-10 лет, во втором - стопроцентно вероятную замену аккумулятора ценой в 25 тыс. долл. раз в те же 8-10 лет.

Accum-0

Может ли это соотношение измениться в пользу электромобилей? Безусловно, если вырастут цены на нефть и потянут за собой стоимость бензина. Но тут уместно снова вспомнить о сланцевой революции, породившей медвежий ценовой цикл на мировом нефтяном рынке. При таких раскладах возврат нефти к 120 долл./баррель выглядит чем-то из области фантастики. Соответственно, и электромобили смогут потеснить своих бензиновых конкурентов, только если вмешается государство со своей налоговой политикой. Но вот зачем бы ему это делать?

Tags: авто, государство, конкуренция, нефть, технологии, транспорт, цены, экономия, эффективность

Posts from This Journal “конкуренция” Tag

promo a_nalgin july 30, 2015 03:03 31
Buy for 100 tokens
Первые шесть лет Альманаха мой банный лист (a.k.a. ban list) пустовал. Такой гнилой либерализм отражал твёрдую убеждённость в том, что людей нельзя лишать права сло́ва, даже если мне совершенно неугодны их слова́. То самое я не согласен ни с чем из того, что вы говорите, но готов…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Там бредовый расчет выходит. Если мойшина ездит 15кмиль в год, то нафиг ей все это лекстричество, всего карасину в год на полторы штуки уйдет. А если оно как таксист или коммутерный хомяк по 300км в день нарезает, то батарею надо каждый день заряжать а то и дважды (приполз в лавку - поставил заряди).
Да и вообще, нафиг миру эти электрокары. Пусть европейцы поразвлекаются, их не жалко :)

antontsau

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

antontsau

1 month ago

Лет 5-7 все электромобили мира будут влиять на цену нефти от слова никак. И да, как правило их покупают совсем не для экономии на горючем, кроме разве что коммерческого транспорта.
Хрен знает, зачем их вообще покупают :)

max_andriyahov

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

max_andriyahov

1 month ago

amginskiy

1 month ago

max_andriyahov

1 month ago

amginskiy

1 month ago

Друг давно говорил: в земле металла больше не становится

Может, и становится
Но очень медленно :)

link0rx

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

link0rx

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

link0rx

1 month ago

wot_lisemeitner

1 month ago

Пользователь spesterev сослался на вашу запись в своей записи «О революции сланца против революции Теслы» в контексте: [...] Оригинал взят у в О революции сланца против революции Теслы [...]
В этих расчетах упущен маленький нюанс - машинки премиум-класса в Штатах эксплуатируются обычно порядка трех-пяти лет, потом меняются на новые. А вопросы вторичного рынка - шерифа не волнуют.
После трех-пяти лет машинки премиум класса не сдают в переработку, а продают за довольно ощутимые деньги. Эти ощутимые деньги за них платят еще и потому что рассчитывают обойтись без 25 тыс. баксов на ремонт (часто эти надежды неоправданны впрочем, но желающие поиграть в лотерею еще не перевелись).

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

vana_ta11inn

1 month ago

forosenko

1 month ago

ploughlike_elk

1 month ago

forosenko

1 month ago

Литий-ионные аккумуляторы это тупиковая ветвь.
Многие не верят

qwertyuiop_lg

1 month ago

Тонкость в том, что в США (да и в Европе тоже) очень мало кто ездит на автомобиле по 8 лет, меняют их раньше обычно. Теряться будет только остаточная стоимость, которая в Европе составляет для автомобиля возрастом 8-10 лет 10-15% первоначальной стоимости, а для автомобиля с негодным аккумулятором очевидно будет нулевой.
"Вот и выходит, что при текущих ценах на нефть автомобили с ДВС экономически выгоднее для владельцев, чем электрокары. В первом случае мы имеем 12-15 тыс. долл. расходов на топливо за 8-10 лет, во втором - стопроцентно вероятную замену аккумулятора ценой в 25 тыс. долл. раз в те же 8-10 лет."

Ну глупость же.

То есть бензиновые машины типа десятилетиями ездят? Много вы таких машин знаете? Много знакомых у которых есть машина хотя бы 15-летнего производства?

Учтите вероятность и цену поломки двигателя и АКПП у ДВС за это время, и станет понятно что электрокары все-таки выгоднее.

За мкадом таких большинство.

especialhifi2

1 month ago

Nikolay Savin

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

especialhifi2

1 month ago

да ездите в конце концов на лошадях, какие нафиг автомобили ?!
топлива не надо - выпасти можно и на газоне, чинить не надо - сама выздоровеет, а помрет - на колбасу. в фитнес ходить не надо - физическая нагрузка сбалансированная и аристократический вид спорта.
да еще и заработок - и удобрения органические, и размножается.
ну и транспорт зеленый на 100%.
и какие всё таки идиоты недальновидные люди на этих автомобилях вонючих ездят... это всё разводка автомобильных и нефтяных концернов.
Пока не появится аккумуляторов на каком-то новом принципе электромобиль так и останется недо-автомобилем. Да и вопрос времени зарядки (с сопутствующими токами и нагревом) остается открытым. Прикиньте вы с женой приехали с работы и оба ставите свои машины на зарядку на ночь...
скорее пока не появиться способ обходиться без аккумуляторов вообще.
Тесла (который Никола) много интересного делал еще в то древнее время.

qwertyuiop_lg

1 month ago

Наверное стоит помнить, что:


1. В цивилизованных Европах цена на бензин - около 1.5е/литр.
2. Во многих странах Европы парковка в городе для электромобилей - бесплатна.
3. Налог при покупке и годовой налог в разы меньше, чем на обычные автомобили.


Поэтому можно долго фантазировать на тему.

Как только электромобилей станет много, все льготы отменят. Пока их единицы - можно дотировать. Но никто не откажется от доходов бюджета с массового пользователя.

poopuu

1 month ago

Что на первой картинке демонстрирует, похоже на производство меди для электродвигателей, или это литий какой нибудь?
На первой картинке Маск показывает пагубу нефтяного мира :) хотя там скорее что-то угольное и старое
А на первой диаграмме эволюция литий-ионных батарей

ljreader3

1 month ago

государство уже вмешалось - в США, ЕС, Китае и Японии, задав в среднем с 2025 года новые стандарты, в которые ДВС не вмещается.

вопрос в том, что они могут быть отменены - как минимум в США Трампом (или смягчены)
Электромобиль чисто маркетинговый продукт, массовым в ближайшее время стать не сможет.
Надо в расчет брать еще и температуру эксплуатации. При низких температурах КПД аккумулятора уменьшается, да и печка автомобиля вложит сюда немалый вклад. Зимой наверно такой автомобиль придется каждый день заряжать.



А почему бы государству и не делать этого?? В Дании и Израиле, к примеру, пошлина составляет около 100% от стоимости автомобился с ДВС. А на электромобили в этих странах нет пошлины. Выгода очевидна для владельца электромобиля. Пусть первые годы электромобилизация проходит с государственным "налоговым костылем", потом рынок сам все расставит по своим местам.

Налоги легко вводить, но сложно отменять

vermishel69

1 month ago

Кстати, отличный прогноз на год. Вернемся к этим табличкам в следующем январе? А то у меня другие цифры...
Напомните мне тогда, ОК?
А Вы оптимист - некоторые верят, что после 17-го ничего не останется от России, а от ЖЖ - тем более :)

max_andriyahov

1 month ago

a_nalgin

1 month ago

max_andriyahov

1 month ago

Вы к этой Тесле прямо-таки неравнодушны. Как будто это какое-то противопоставление традиционным автомобилям.
Да успокойтесь вы уже, это просто пиар. Никаких проблем эти автомобили не решают. Потому что главная проблема - энергетическая, Тесле точно так же нужна энергия, как и другим автомобилям. Если же будет открыт новый неисчерпаемый источник энергии, то проще получать с его помощью искусственное топливо (в простейшем случае - водород, лучше если химики смогут синтезировать более удобное топливо) и использовать его в традиционных автомобилях.
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «О революции сланца против революции Теслы» в контексте: [...] Оригинал взят у в О революции сланца против революции Теслы [...]
Утилизация аккумуляторов дороже выбросов дизеля и бензинна.
В расчёте на одну машину?

k212mt

1 month ago

rem235

January 5 2017, 20:16:07 UTC 1 month ago Edited:  January 5 2017, 20:19:06 UTC

Основная посылка поста верная - сланцевая нефть больнее всего ударила по электромобилям.
Американские сланцевики, РФ и КСА никакие не противники, а естественные союзники.
8 млн. баррелей unconventional oil в день от США, Канады и Китая
отдаляют электромобильное будущее на 2030-2035 годы минимум. Можно смело предположить, что каждый год со средней ценой нефти дешевле 100$ отдалял переход к электромобилям на 1 год.

Теперь по существу несколько замечаний
1. Таблица по цене батареи неактуальна.

На рынок вышел Шеви Болт с ценой батареи 145$ за кВт*ч Ссылка
Цена ниже 200$ за кВт*ч батареи снижает эффект продления карбоновой эпохи за счет сланцевой нефти до нуля. Единственное жалко ежегодно выбрасываемых американскими нефтяниками 150-200 млрд $ капитальных затрат (capex) на углеводородную жижу, тому же Маску даже 1/10 часть этих денег позволила бы в разы увеличить производство электромобилей.

В исследование Deutsche bank о добыче, переработке лития и производстве литий-ионных батарей от 09.05.2016 написано
Market expectations of falling battery costs are based on the construction of a
number of large-scale lithium-ion battery manufacturing plants mainly in China
(except the US-based ‘Gigafactory’). These facilities should bring economy of
scale to lithium-ion battery manufacturing, which should allow battery costs to
reach US$100-200/kWh without any further technological advances. стр 18
Отчет Deutsche bank в PDF можно скачать/посмотреть здесь. Ссылка

2. Цифра про пробег американских легковых автомобилей в год взята с потолка, средний пробег легковых автомобилей в год в США значительно меньше всего 18 091 км

Ссылка

3. Литий в отличие от нефти не сжигается безвозвратно. Маск предполагает использовать отработанные электромобильные батареи в домашних накопителях Powerwall 2, что при массовом внедрении Powerwall 2 должно еще больше снизить цену батареи для электромобиля.
А в дальнейшем в любом случае все металлы из отработанных батарей будут восстановлены с эффективностью за 95% и повторно использованы Ссылка Ссылка на полный текст в PDF
Несколько наивны доводы кликуш, что металлов на батареи для электромобилей не хватит, в действительности при текущих темпах добычи и возможностях восстановления металлов из отработанных батарей к 2035-2040 будет добыто лития столько, что хватит на ближайшие 100 лет. Поэтому ОПЕКа по литию у латиноамериканских стран не получится)).
Подробности о резервах, текущем объеме добычи и переработки лития и вводимых мощностях в процитированном выше отчете по литию Deutsche bank от 09.05.2016.




Ну, насчёт пробега не с потолка, просто разные исследования оперируют разной статистикой, видимо :)

rem235

1 month ago

> И если не произойдёт новой аккумуляторной революции,

Гм... То есть строительство завода, фактически удваивающего мировое (!!!) производство батареек - это не "революция"?
Аккумуляторная революция - это когда создадут НЕВАЖНО КАКОЙ аккумулятор, но МИНИМУМ ВТРОЕ более ёмкий чем сейчас. Плюс ВСЮ ИНФРАСТРУКТУРУ по зарядке (а это дороже машин в разы, но расход однократный).
Тесла клевая
Я бы не зацикливался на одной литий-ионной технологии.
Любая технология рано или поздно в погоне за ростом эффективности достигает насыщения. Но после этого появляются новые технологии.
Вон, например, суперконденсаторы на графене за последние пару лет показали, что могут быть намного более эффективными и дешевыми чем думал раньше.
Тут главное, что сломался тренд и начали вливаться большие деньги в альтернативные идеи. Со временем это может давать огромные, а главное неожиданные результаты.