Конечно, это (санкции - А.Н.) противоречит самому принципу и деятельности "двадцатки", ... это противоречит и международному праву, потому что санкции могут быть введены в рамках Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности. И больше того, это даже противоречит принципам ВТО... Это вредно... потому что это, по сути, подрывает всю систему международных экономических отношений.
Разумеется, к этим вчерашним мерам данная филиппика тоже относится. Или нет?
Да, конечно, односторонние санкции США и ЕС против России - это безусловное зло, с которым нужно бороться, а столь же односторонние российские ограничения в отношении Турции - совсем другое дело! © Кто хочет, может поупражняться в двоемыслии.
Я же от геополитики - прямиком к экономике. Чем антитурецкие санкции на самом деле антироссийские?

Вот мы с турками ещё буквально позавчера были пусть и не друзьями, но партнёрами. Торговыми и чуть больше. Скажем, Турция - член НАТО и кандидат в ЕС - совсем не стала присоединяться к американо-европейским рестриктивным мерам против России. Наоборот, когда еврочиновники забанили Южный поток, возник ему на смену Турецкий, что позволяло хотя бы не списывать в ноль все вбуханные в тот проект средства. А когда Россия пошла на самострел, введя продуктовое эмбарго на всё европейское, продовольственные поставки из Турции позволили частично компенсировать возникший дефицит.
Теперь это всё обнуляется: газопровод замораживается в лучшем случае, торговым сетям придётся искать новых поставщиков и их логистические затраты возрастут в разы, а речь не только о продтоварах, но и о текстиле, обуви, технике - причём недорогой и качественной. В итоге российский потребительский рынок испытает очередную встряску в самый неподходящий момент: зимой, когда инфляционные факторы и так весьма активны.
И это ещё полбеды. Внезапные санкции, которые противоречат и международному праву, и даже принципам ВТО, это ещё один большой предупредительный сигнал немногим оставшимся партнёрам: иметь дело с Россией - рискованно. Переход от великой дружбы к смертельной вражде случается у неё моментально и по любому поводу.
Ведь как эта ситуация выглядит со стороны? Да, промеж Турцией и Россией в небе над Сирией случился серьёзный и трагический инцидент. Два человека погибли. И хотя Россию предупреждали о высоких рисках таких потерь, трагедия не становится меньше. Но вот российская реакция на неё - выходит за рамки рационального. Довольно заурядное пограничное ЧП моментально драматизируется и гиперболизируется до масштабов едва ли не вселенского конфликта. До уровня битвы Добра и Зла, где последнее должно быть наказано любой ценой.
Эта реакция иррациональна. Что хуже - она эмоциональна и даже истерична. Увы, со страной-истериком с двойными стандартами мало кто захочет вести дела в дальнейшем. Разве что на условиях стопроцентной предоплаты и с огромной премией за риск. Кому ж охота внезапно нарваться на полный букет ответов - от визовых и фитосанитарных ограничений до полного запрета внешнеэкономических операций?
То есть у России и так уже торговых партнёров не густо, особенно тех, что с деньгами, а тут желающих станет ещё меньше.
Ещё хуже в инвестиционной сфере. Современный мир устроен так, что не капиталы состязаются друг с другом за места вложения, а проекты и страны конкурируют между собой за привлечение инвестиций. Надёжность и репутация играют для потенциальных реципиентов далеко не последнюю роль. Этой сфере разросшийся российско-турецкий конфликт нанёс несомненный ущерб. Глядя на стремительную его эскалацию, потенциальные инвесторы, которых тоже, прямо скажем, не густо в последние пару лет, пожмут плечами и обратят свой взор на других. Благо, их много.
Конечно, можно сделать вид, что инвестиции России не нужны, что мы сами с усами, и что армия, авиация и флот решат все наши проблемы. Но это, увы, путь в тупик - к самоизоляции, окукливанию и отсталости. Может, свернём, пока не поздно ещё?
Journal information