
Самая мирная атомная держава, США, произвела больше атомных испытаний, чем все остальные атомные державы вместе взятые. Два из них были очень даже натурными. Это, разумеется, лучшее доказательство американского миролюбия.
Впрочем, у СССР нашёлся на него достойный и адекватный ответ.
55 лет назад высшие чины американской военной разведки пребывали в страшном возбуждении. И агенты ЦРУ, и записи прослушки советских каналов связи свидетельствовали, что готовится нечто из ряда вон выходящее, невиданное доселе и оттого очень грозное.
Ходили слухи, что СССР испытает атомную бомбу силой 100 мегатонн. Она должна была взорваться в конце октября, во время XXII съезда КПСС, дабы продемонстрировать мощь советского оружия. Такой мощности взрыва не было никогда прежде. Привлечённые ЦРУ и РУМО консультанты высказывали предположения, что это испытание вызовет колоссальную ударную волну, вибрация от которой сохранится в атмосфере на целые сутки. Ещё более экзотические версии предсказывали, что атомный взрыв породит самоподдерживающуюся термоядерную реакцию в атмосфере или расколет земную кору.
И ЦРУ приготовилось... наблюдать. Директор научной разведки ЦРУ Герберт Сковилл (Herbert Scoville) и ассистент министра обороны по атомной энергетике Геральд Джонсон (Gerald Johnson) подготовили масштабный план по отслеживанию этого гигантского взрыва под названием «Speedlight». Он вступил в действие 27 октября 1961 года. А тремя днями спустя, 30 октября, Ту-95В с советской супербомбой на борту вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 тыс. 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Спустя ещё 188 секунд она взорвалась на высоте 4200 метров над уровнем моря.
Мощность взрыва составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Огненный шар от него достиг радиуса примерно 4,6 километра. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров. Сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от эпицентра, а звуковая волна докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.
Но земная кора выдержала испытание, да и менее мощные объекты тоже. Так, ни о каких разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлках Амдерма и Белушья Губа не сообщалось.
Однако, другой эффект оказался сильнее. Взрыв супербомбы вызвал волну негодования на Западе. Благодаря ей 5 августа 1963 года в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор). Его сторонами являлись СССР, США и Великобритания. Позднее к соглашению присоединились другие страны, атомные и не очень. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.
Также бытует мнение, что испытания супербомбы стали одной из причин неготовности США пойти до конца во время Карибского кризиса, и он не перерос в атомную войну.
Нынешнее испытание водородной бомбы КНДР предсказуемо вызвало гнев ядерных держав и волну возмущения в мире. Но не станет ли оно той силой, которая подтолкнёт в правильном направлении мирный процесс на корейском полуострове? Или на Кима III все уже махнули рукой, как на отморозка? И должна ли Россия присоединяться ко всеобщему осуждению, либо может и здесь демонстрировать суверенную внешнюю политику?
Journal information