А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О честном и неподкупном градоначальнике

Shir
Фото © Ridus.

Вариацией любимого российского мифа Воруют! служит сказ о честном и неподкупном чиновнике. Мол, как только приходит на высокий пост человек, готовый не врать и не красть, как сотворяются чудеса. Например, падают цены на проезд в общественном транспорте.

Сказ - это не сказка. Всё основано на реальных событиях. Героиня - на фото, а вот и сам неполживый сюжет.

В далёком 2013 году партия "Яблоко" провела на пост мэра Петрозаводска Галину Ширшину. Первым делом она отменила инаугурационные торжества, чем сэкономила бюджету города миллион рублей. А вот вторым - снизила тарифы на проезд в петрозаводском троллейбусе. И случилось экономическое чудо.

Цена одной поездки в троллейбусе сократилась более чем в полтора раза - с 17 до 10 рублей. В результате наполненность троллейбусов увеличилась на 40%, а доходы МУП «Городской транспорт» выросли на 12%.

Теоретически, при снижении цены товара может расти платёжеспособный спрос на него. Но это - учебник. А на самом деле?

Первая странность видна уже в продукте труда неопытных мэрских пиарщиков. Допустим, троллейбус перевозил 100 человек, и при полной оплате выручка была 1700 рублей. По новым ценам число пассажиров увеличилось до 140, а выручка... упала до 1400 руб. Ни капли не пахнет 12%-м ростом, да?

Можно, наверное, допустить, что по старым ценам из 100 человек платило, скажем, 60, а по новым сознательность выросла до 85%-й отметки, и выручка возросла по этой причине. Но любой мало-мальски знающий человеческую природу обязательно проявит скепсис в отношении такой эльфийской гипотезы. С жизнью она сочетается плохо.

И точно. Уже по итогам первого отчётного года стало понятно, что секрет кроется в другом.

2013 год. Предельный тариф на троллейбус в Петрозаводске – 17 рублей. Себестоимость — 22 рубля. Дотации из бюджета – 5 рублей на одну поездку.

2014 год. При 10-рублёвом билете себестоимость возросла в среднем до 26 рублей за пассажира. А бюджетные расходы? А они выросли даже не в три, но в 4,5 раза - не будем забывать про 40%-й рост пассажиропотока. Тут бы и закончить эксперимент, но нет.

2015 год. Себестоимость подросла ещё на 10%, до 28,5 рублей. А вместе с ней и бюджетные дотации. А вместе с ними и бюджетный дефицит. Пришлось, кстати, начать экономить на чём-то другом. Например, на дотируемых из казны школьных обедах, где треску заменили пикшей, а куриную грудку - на субпродукты.

Сейчас неподкупная и неполживая мэр ходит по судам, оспаривая своё увольнение, а городская казна ищет резервы экономии.

Словом, всё просто. Чудес не бывает. Быстрых чудес - тем более. А всё остальное - популизм, за который приходится платить втридорога.

Надеюсь, хотя бы кто-то запомнит этот кейс...

Tags: бюджет, власть, выборы, коррупция, тарифы, теория, транспорт, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “тарифы” Tag

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 688
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments