
Невысокого роста, немного косноязычный и пространно излагающий, академичный по складу ума и ни капли не харизматичный внешне, вопреки всем усилиям опытного фотографа - это вот и есть наш Спаситель? Наша последняя надежда и главный козырь действующего президента, который вот-вот будет брошен на стол?
Некоторые до сих пор уверены, что так и есть. Что этот полезный и нужный нам человек совсем скоро обретёт полномочия премьер-министра, и жизнь начнёт налаживаться.
Экс-министру финансов РФ Алексею Кудрину не первый год пророчат возвращение во власть как минимум в ранге председателя правительства, взамен всем надоевшего Дмитрия Медведева. Сейчас, в связи с видимой неспособностью кабинета министров не то, что реализовать, а хотя бы предложить внятный антикризисный план, споры идут лишь о том, когда. До парламентских выборов, чтобы кинуть электорату виноватого, или после, чтобы на основе нового мандата от избирателей начать всё с чистого листа.
Даже западные политологи, сочувствующие России, пишут, что подобный шаг мог бы стать своего рода «ударом освобождения» для президента Владимира Путина. Нынешняя политика уводит страну всё дальше в кризис. Слабый рубль обесценивает реальные доходы населения. Зависимая от мировых цен на нефть российская экономика падает второй год подряд, и в будущем из-за недостатка конкурентноспособности вряд ли будет расти сколь-нибудь заметными темпами. Если только Владимир Владимирович не позволит своему другу Алексею наконец-то реализовать то, о чём тот говорит на протяжении нескольких лет — переход к реально функционирующей рыночной экономике.
Как его осуществить?
Алексей Кудрин регулярно высказывает свои мысли о том, какие меры он мог бы предпринять на посту премьер-министра. Например, сделать российскую казну менее зависимой от нефтяных и газовых доходов, которые составляют почти половину федерального бюджета. Также он бы снизил расходы на оборону, превышающие сейчас 10% ВВП, и направил бы эти средства в сферу образования или на поддержку среднего класса. Но прежде всего, он бы отказался от конфронтационного курса с Западом, который ввёл санкции против РФ и заморозил приток зарубежных инвестиций.
Понятно, что это означало бы радикальный разворот и во многом обнуление усилий и достижений последней пятилетки. Которую Россия провела в отсутствие Кудрина в кабинете министров. Не менее понятно, что такой поворот оверштаг не был бы принят ни большей частью властного истеблишмента, ни основной массой избирателей, костерящих либералов на чём свет стоит. И чем хуже условия жизни, тем сильней проклятья населения в адрес либеральных лидеров.
То есть, для Владимира Путина такое назначение стало бы ходом ва-банк. А он не раз показывал, что старается избегать резких движений, когда на кону всё или почти всё. Крымскую операцию можно назвать единственным исключением, и то во многом она стала возможной вследствие фатальной недооценки ответной реакции Запада; не случайно от дальнейших столь же радикальных шагов на Юго-Востоке Украины Кремль фактически отказался.
Впрочем, это - политика, а в экономике сейчас ни Кудрин, ни Касьянов, ни с другой стороны Рогозин или Глазьев ничего кардинально улучшить не смогут, если всё остальное останется без изменений. Или всё же у Кудрина получилось бы?
Journal information