Зашёл к кузену в гости, а там дети "Брат-2" смотрят. Как раз вот этот момент В Америке вся сила мира — А в чём сила, брат?
Я и спрашиваю у племянников, понимают ли они, в чём сила США? А младший серьёзно так отвечает, мол, сила Америки в том, что там всё делают американцы, а они другие, не такие, как все. Школьник, что с него взять.
Но в чём-то он прав. Американцы действительно другие, отличаясь по системе ценностей и координат не только от загадочных русских, но и от социально близких европейцев. И многие из этих отличий действительно делают Америку
Например, американцы более склонны к ставке на силу, в отличие от жителей ЕС. Три четверти граждан США считают военные интервенции оправданным способом поддержания сложившегося мирового порядка. В Европе с этим согласны от двух третей до половины жителей.
Также американцы - люди действия. Среди них менее половины считают нужным обуславливать применение вооружённых сил предварительным согласием Совбеза ООН. В ЕС такое одобрение ООН считают необходимым абсолютное большинство граждан.
Это во многом объясняет интервенционистскую политику США на мировой арене. Что же до экономики, то здесь важными представляются взгляды на роль государства и личности. Капитализм базируется всё же на примате личной инициативы и личной ответственности, отводя государственной власти функции ночного сторожа.
Здесь американцы резко отличаются от всех остальных наций. Например, они твёрдо верят в то, что успех человека в жизни в значительной степени определяется силами, которые тот может контролировать. Только треть жителей США согласны с противоположным утверждением.
Как следствие, американцы не очень верят в доброту государства и не ждут её, полагаясь преимущественно на себя. Практически шесть из десяти жителей США считают принципиально важной для каждого возможность свободно добиваться своих жизненных целей без вмешательства со стороны государства. И лишь 35% полагают необходимым, чтобы правительство играло активную роль, заботясь об удовлетворении частных нужд.
И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что почти половина американцев убеждены, будто такой национальный культурный код превосходит все остальные.
Что ж, неискоренимое мессианство, ставка на силу при необходимости и твёрдая вера в собственные возможности и свободный выбор - таковы три кита американских взглядов на себя и окружающий мир. Помогают ли они добиваться успехов США? Скорее да, чем нет, если доверять не велеречивым рассуждениям политологов, а показателям экономического роста, масштабам национального хозяйства, числу открытий и патентов, объёму рынков и т.д., и т.п.
Сказанное, конечно, не апология Америки, но некоторый ключ к пониманию её сильных и слабых сторон, истоков тех или иных решений и действий.
И всё же... В чём сила, брат? ©
Journal information