
На чьей-то улице сегодня праздник. Даже сомнений нет.
Устроил его один-единственный росчерк чёрной гелевой ручки A.T.Cross, которым 44-й президент Соединённых Штатов Америки Барак Хуссейн Обама продлил санкции против России на очередной годичный срок - все, без исключения.
А кто-то сомневался, что будет иначе?
Нет нужды распинаться, что это шаг увеличивает для России потенциал импортозамещения, поскольку сохраняет надолго все ограничения как на импорт продукции с Запада, так и на вывоз капитала из РФ. Оставим подобную риторику штатным державникам. Согласиться здесь можно лишь с тем, что это - надолго. Имеет смысл вспомнить, например, что поправка Джексона-Вэника в отношении России была официально отменена через 25 лет после того, как отпали основания для её введения (правда, США накладывали мораторий на её применение в отношении РФ).
Таким образом, России по-прежнему закрыт выход на глобальный рынок заимствований, что, вероятно, рано или поздно заставит власти прибегнуть к эмиссионному финансированию бюджетного дефицита. Кроме того, банки с госучастием в капитале и их "дочки", как и ранее, не смогут рефинансировать свои ранее привлечённые займы на Западе. Учитывая, что на 2016-17 гг. у некоторых из них наступает пик долговых выплат, ЦБ РФ придётся поломать голову над поддержанием стабильности банковского сектора. Менее болезненными выглядят ограничения на импорт российскими нефтекомпаниями технологий шельфовой и сланцевой добычи - при текущих нефтяных ценах эти проекты всё равно нерентабельны.
С другой стороны, продление в неизменном виде санкций против России как раз тогда, когда министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер осторожно констатировал прогресс в мирном урегулировании на Востоке Украины, - вполне внятный сигнал. Никаких компромиссов, никаких разменов по Сирии, никаких поэтапных смягчений не будет. Даже если Минские соглашения будут выполнены в полном объёме с российской стороны, включая восстановление украинского контроля над государственной границей в Донецкой и Луганской областях. Крым так и останется камнем преткновения.
Этот геополитический тупик в сочетании с неизбежным исчерпанием бюджетных резервов может вынудить власти окончательно сделать выбор в пользу мобилизационной и жёстко централизованной экономики. Оно, конечно, сидя за тайваньским компьютером в китайском кресле за шведским столом, удобно ратовать за мобилизационный рывок в новый технологический уклад, разглагольствуя о восстановлении финансового суверенитета и возрождении национальной промышленности. Особенно, если доступ к спецраспределителю, где всё это выдают проверенным товарищам, есть. Но всех этим не обеспечишь...
Потому - на лозунгах всё для фронта, всё для победы и скудном прожиточном минимуме можно держаться недолго. И лишь когда есть понимание, как именно эта победа будет достигнута. Какой ценой, в какие сроки, какими силами, средствами, способами. Кто-нибудь это понимание, более-менее вменяемое, у Кремля или, если брать шире, у правящей элиты встречал?
Journal information