
Несмотря на все геополитические успехи, на экономическом фронте Россию теснят по всем статьям. Не санкции, так рейтинги, не рейтинги, так запреты, не запреты, так уговоры - всё идёт в ход. Причём Европа и Америка здесь едины. Недавняя рекомендация Евросоюза, адресованная европейским банкам, воздержаться от участия в размещении государственных облигаций РФ означает де-факто введение Западом режима финансовой блокады нашей страны.
Этот шаг ставит не только российские монетарные власти в сложное положение. Вынужденный отказ от привлечения 3 млрд долл. внешних займов для финансирования бюджетного дефицита отразится на всех бюджетниках так или иначе. Да, на первый взгляд запланированный объём размещения еврооблигаций, примерно 200-220 млрд руб. по текущим курсам, некритичен в сравнении с расходами бюджета-2016, которые составляют около 16 трлн руб. без учёта ожидаемого секвестра. Но по отношению к бюджетному дефициту (2,3 трлн руб.) это уже почти 10%. Довольно много по стандартным меркам.
Какие существуют варианты ответных действий - не в плане финансовой контратаки, а с точки зрения фондирования расходов казны?
Первый - ещё основательней порезать эти самые расходы. Минус в том, что и потребительский спрос, и деловую активность такой шаг снизит ещё сильней.
Второй ещё глубже залезть в Резервный фонд. Однако это дополнительные и не вполне оправданные риски как для национальной валюты, так и для бюджетной системы. Ибо исчерпание Резервного фонда в 2017 году оставит Россию практически беззащитной в ключевом для Кремля 2018-м.
И третий - занять средства где-нибудь в Азии, коль в США и Европу не пускают. Но тут выбор совсем невелик. На азиатских рынках Россию практически не знают и не понимают. Кроме того, с Сингапуром финансовые отношения фактически прервались во второй половине 2014 года, с Дубаем, по сути, так и не начались. Остаётся разве что Гонконг и возможность занять в юанях. То есть, ещё сильней привязываться к Китаю и брать на себя бремя рисков его валюты. Да и не факт, что в нынешнем нестабильном состоянии китайский финансовый рынок обеспечит России нужный объём привлечения.
Остаётся, впрочем, проверенный способ решения бюджетных проблем - существенная девальвация рубля. Беда в том, что сейчас российская валюта даже несколько крепче, нежели заложенный в бюджет показатель нефтерубля (произведение цены барреля на обменный курс). Рынок уже отпрайсил и ещё не сделанный секвестр, и прочий возможный позитив, сильно забежав вперёд. Поэтому для полной компенсации недополученных с международного рынка капиталов 3 млрд долл. курсу придётся снизиться, если не произойдёт чуда с нефтяными фьючерсами, до 90-100 руб./долл.
Сурово? Что ж à la guerre comme à la guerre. И крыть нечем...
Journal information