Цифры, которые будут приведены ниже, не являются секретом. Тем не менее, о них предпочитают помалкивать. Причём обе стороны - и Россия, и Украина. И если украинские резоны умолчания вполне понятны, то российские столь же туманны, как и вся политика Москвы в отношении Киева после распада СССР.
Итак, вот простой вопрос: в какие деньги обошлись России братские чувства к соседям? Какой суммой исчисляется товарищеская помощь соседской экономике?
Тесная связь украинского и российского рынков сложилась очень давно. И столь же давно получилось, что взаимная торговля двух стран была несколько асимметричной. Торговый баланс складывался не в пользу Украины. Но его дефицит финансировался за счёт предоставления Россией товарных кредитов, субсидий, отсрочек и рассрочек. Многое из этого впоследствии списывалось или конвертировалось в векселя, которые так и не были погашены.
В 1990-х гг. общая стоимость энергетических субсидий, кредитных субсидий и дотаций на оплату транзита, предоставленных Россией Украине, составила более 25 млрд долл.
Новый век поменял кое-что в российско-украинских торгово-экономических отношениях. Но далеко не всё. Только энергетические (в основном газовые) субсидии Украине за 2000-2010 гг. обошлись почти в 17 млрд долл.
Такие вот показатели, на порядок превосходящие просроченный долг Киева перед РФ по еврооблигационному займу 2013 года. С его учётом братская российская помощь эквивалентна как минимум половине украинской экономики: объём ВВП Украины за 2015 год можно предварительно оценить в 83-86 млрд долл. А в годовом исчислении субсидии РФ составляли около 2% ВВП Украины год за годом.
Ещё раз подчеркну. В общей сложности - минимум 45 млрд долл. за неполные 25 лет получила от нас Украина.
И хоть кто-то за это оказался благодарен?
Впрочем, вопрос о субсидиях, по справедливости, должен быть адресован российскому руководству. Что же мы в итоге получили, вложив в украинскую экономику такие не маленькие деньги? И кто должен ответить за провальный результат?
Journal information