Вот и для вчерашнего инцидента с «жесткой» посадкой в а/п Домодедово лайнера Ту-154М настал день новых версий. Недавние догадки насчет качества топлива, приведшего к последовательному прекращению работы трех двигателей «Тушки», благополучно задвинуты в сторону. Теперь на первый план СМИ выдвигают пресловутую «ошибку экипажа». Мол, забыли опытные пилоты включить насосы перекачки топлива, из-за этого в систему попал воздух, и двигатели остановились.
Строго говоря, в самом факте появления «ошибки экипажа» в списке возможных версий происшествия нет ничего необычного. Напротив, такие версии стандартно формулируются и озвучиваются в самом начале следствия, наряду с «отказом оборудования», «технической неисправностью» и т.п. Но вот выдвигать ее на авансцену, не имея под рукой даже расшифровок бортовых самописцев - это уже перебор.
Скорее всего, журналистов (а, возможно, и следователей) подвел эффект «ложной памяти». Ведь случай, внешне схожий с нынешним, уже был в небе над Россией 30 с лишним лет назад.
При расследовании происшествия выяснилось, что бортинженер-инструктор в целях проверки внимательности бортинженера-стажёра отключил автомат перекачки топлива в расходный бак и забыл об этом, а стажер этого не заметил. Когда расходный бак опустел, двигатели остановились.
И все-таки, при всем внешнем сходстве обоих происшествий, было бы преждевременно проводить аналогии и тем более - априори возлагать вину на экипаж...
UPD Как говорится в сообщении МАК, предварительный анализ записи [параметрического самописца] показал, что колебания в подаче топлива всех трех двигателей начали регистрироваться примерно через 8 мин после взлета на высоте около 6,5 тыс. м. На высоте около 9 тыс. м произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы, работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета (отсюда).
Не очень это вяжется с "перекрытыми" насосами.
UPD2 Процесс заправки самолетов топливом наглядно описан здесь.
Journal information