А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Об истоках одной весии "жесткой" посадки Ту-154М в Москве

Журналистика катастроф - это вечная погоня за ответом на вечный вопрос «Кто виноват?». Причем даже для одного происшествия ответ каждый новый день должен звучать по-новому. Законы жанра, увы.

Вот и для вчерашнего инцидента с «жесткой» посадкой в а/п Домодедово лайнера Ту-154М настал день новых версий. Недавние догадки насчет качества топлива, приведшего к последовательному прекращению работы трех двигателей «Тушки», благополучно задвинуты в сторону. Теперь на первый план СМИ выдвигают пресловутую «ошибку экипажа». Мол, забыли опытные пилоты включить насосы перекачки топлива, из-за этого в систему попал воздух, и двигатели остановились.

Строго говоря, в самом факте появления «ошибки экипажа» в списке возможных версий происшествия нет ничего необычного. Напротив, такие версии стандартно формулируются и озвучиваются в самом начале следствия, наряду с «отказом оборудования», «технической неисправностью» и т.п. Но вот выдвигать ее на авансцену, не имея под рукой даже расшифровок бортовых самописцев - это уже перебор.

Скорее всего, журналистов (а, возможно, и следователей) подвел эффект «ложной памяти». Ведь случай, внешне схожий с нынешним, уже был в небе над Россией 30 с лишним лет назад.

Тогда, в мае 1978 г., у Ту-154Б Азербайджанского УГА на высоте около 10 000 м остановились все три двигателя. Предпринятые три раза попытки их повторного запуска не увенчались успехом. Каким-то чудом командиру воздушного судна удалось, планируя в течение 15 минут, посадить самолет на картофельное поле. При посадке из-за удара о телеграфный столб разрушилась правая плоскость крыла, возник пожар. Тем не менее жертвами катастрофы оказались всего четыре человека: ребёнок, которого зажало между креслами, пассажир, пытавшийся его спасти, а также два пассажира, которые, не пристегнулись ремнями.

При расследовании происшествия выяснилось, что бортинженер-инструктор в целях проверки внимательности бортинженера-стажёра отключил автомат перекачки топлива в расходный бак и забыл об этом, а стажер этого не заметил. Когда расходный бак опустел, двигатели остановились.

И все-таки, при всем внешнем сходстве обоих происшествий, было бы преждевременно проводить аналогии и тем более - априори возлагать вину на экипаж...

UPD Как говорится в сообщении МАК, предварительный анализ записи [параметрического самописца] показал, что колебания в подаче топлива всех трех двигателей начали регистрироваться примерно через 8 мин после взлета на высоте около 6,5 тыс. м. На высоте около 9 тыс. м произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы, работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета (отсюда).

Не очень это вяжется с "перекрытыми" насосами.

UPD2 Процесс заправки самолетов топливом наглядно описан здесь.
Tags: Россия, СМИ, мысли, пресса
Subscribe
promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments