
Помните, как Людовик XIV говорил, мол, кто даёт быстро - даёт вдвойне?
Он был совсем неглупым человеком, этот монарх. За что и остался в истории под уважительным прозвищем Король-Солнце. Жаль, его наследники были не столь же умны. Но речь не о них, а о самых обычных людях. И о том, сколько они готовы переплачивать за скорость. То есть, за то, чтобы не ждать журавля в небе, но получить хотя бы синицу в руки.
Разговор о плате совсем не случаен. Миллионы случаев известны, когда люди фактически приплачивали за то, чтобы получить обещанное вознаграждение побыстрее. Не ждать его неделями и месяцами, а взять прямо "здесь и сейчас". И есть строго научное выражение, сколько среднестатистический человек готов за это заплатить.
В Университете Вашингтона был проведён эксперимент - наполовину теоретический, наполовину натурный.
Людям предлагали бесплатные деньги. 100 долларов. Можно было либо забрать их через некоторое время, либо заплатить экспериментатору и взять купюру с портретом Бена Франклина без промедления.
Большинство людей выбирали - платить. Это и неудивительно, ведь обычному человеку непонятно, как заставить своего контрагента - человека случайного и прежде незнакомого - выполнить это денежное обязательство через время. Самое интересное - сколько люди готовы были заплатить.
В случае, когда предлагалось 100 долл., а отсрочка не превышала полгода, средний размер платы был 17 долл. Но на самом деле, экспериментаторы провели тесты нескольких сумм и сроков. Результаты - на графике.

Иначе говоря, ценность вознаграждения быстро убывает с ростом отсрочки. В то же время для разных размеров обещанных выплат размер платы за быстроту существенно менялся. Чем выше сумма, тем ниже была готовность платить.
Что самое интересное, с инфляцией это никак не связано. В США даже и вообразить не могут рост цен на 17% за полгода. Всё определялось борьбой между страхом и жадностью. С другой стороны, поскольку деньги предлагались на халяву, рациональный выбор говорил в пользу любого ненулевого результата, если уж речь шла о немедленном вознаграждении. Но терять обещанные деньги никто не хотел, поэтому от предложений получить, например, десятку сейчас или сотню через год подопытные всё же отказывались.
Единственно верного решения здесь не существует. Субъективная ценность вознаграждения всегда зависит от обстоятельств. Тем не менее, готовность платить лишь бы не ждать - настолько интересное качество человека, что на этом выстроен не один десяток прибыльных бизнесов.
А вы сколько были бы готовы отдать экспериментатору, чтобы не ждать 100 долл. полгода (при условии, что сомнений в выполнении контракта с его стороны через 6 месяцев нет)?
Journal information