
Москвичка Юля 28 лет называет себя соискателем 80-го уровня. Она прошла уже 80 собеседований с HR-ми и рекрутёрами, но предложения работы не получила ни разу. Притом, что есть у неё и опыт, и навыки, и стремление к росту, и скромность в зарплате. Нет лишь только желания идти по трупам. А потому в своей трудовой неустроенности Юля винит амбициозных, нетребовательных и наглых провинциалов, которые оттирают её от любых рабочих мест.
Я понимаю, что во многом проигрываю девочкам-лимитчицам: для них нет границ, им нечего терять и они намного активнее умеют «толкаться локтями». Теперь, при всей этой кошмарной конкуренции на рынке труда, я потихоньку думаю, что надо становиться, как они, жёстче, - грустно говорит Юля, а на её голубые глаза наворачиваются слёзы незаслуженной обиды.
Чёртовы иногородние конкурентки!
Наверное, вы все читали этот скандальный материал в The Village под названием Как я сходила на 80 собеседований и провалилась. Если ещё не видели, прочтите, он того заслуживает. И обсуждение к нему - тоже.
Но так ли Юля не права?
Мне тут вспомнился давний разговор с одним приятелем, который владеет немаленькой торгово-сервисной компанией, что активно работает на столичном рынке. Так он признался мимоходом, что его кадровая политика – не брать на работу москвичей. Ни под каким видом. Ни на какие позиции.
Первой, вполне естественной реакцией было мое неподдельное изумление. Тем более что приятель – сам коренной москвич, отсчитывающий родословную едва ли не с начала XIX века. По семейным преданиям, его пращур приехал отстраивать Первопрестольную после пожарищ 1812 года, да так и превратился из крестьянина в горожанина.
Но это еще полдела. Бизнес у приятеля с изюминкой и уровень требований к персоналу высок. Абы кто туда не попадёт. Нужны и предметные знания, и общекультурный уровень, и правильные манеры. И тут вдруг такой фокус – закрывать вакансии исключительно провинциалами! Почему?
– Да знаю я этих "столичных штучек"! – рявкнул приятель в ответ на мой вопрос. – Почти все они мне бесполезны. Не умеют работать локтями совсем. Рафинированные интеллигенты. Болото, а в нашем деле это минус, а не плюс. А вот когда ко мне приходит парень из провинции, снимающий комнатёнку в столице, из него энергетика так и прёт. Он голодный и злой. Значит, на работе будет ж***у рвать, а за бонус – любому глотку грызть. В хорошем смысле.
Москвича на три буквы пошлёшь, он и пойдет. Провинциала же гони в дверь, а он – в окно. Да хоть замочную скважину, но пролезет. С другой стороны, свою ответственность понимает. Папы с мамой за спиной у него нет. Если накосячит, вылетит на помойку в свой Мухосранск, и он это знает. И не хочет. Потому и вкалывать готов до посинения.
– Ну а культура? Твоим-то заказчикам как раз интеллигентный подход подавай, галантерейное обращение…
– А, ерунда это все. Больше всего им нужно облизывание с головы до пят. Москвичей от этого коробит, а провинциалам – хоть бы хны. И, потом, ты не поверишь, мимикрировать под интеллигента у мальчика из провинции получается куда лучше, чем у столичного мажора.
Думается, что эта тема – не только для Москвы. В городах-миллионниках ведь тоже есть предприниматели, изначально отдающие приоритет «понаехавшим» перед «местными».
И вот, положа руку на сердце, так ли уж не прав мой приятель? Действительно ли молодые и дерзкие приезжие – лучше как работники по сравнению с коренными жителями мегаполисов?
PS Быть может, кому-то приходилось на своей шкуре сталкиваться с такой «дискриминацией по географическому признаку»? Был бы признателен за рассказ…
Journal information