
Россия сильно рискует повторить прежние ошибки Советского Союза, особенно в части экономической политики. Это тем вероятнее, чем чаще нынешнее руководство обращается к опыту недавнего прошлого в поисках смыслов для движения в будущее. Чувство дежа вю возникает у многих, но ещё больше людей задаются вопросом, не повторится ли трагичная история СССР теперь уже в российском варианте?
Можно выделить по меньшей мере пять сходных черт между сейчас и тогда в экономике.
Первое - цены на нефть и нефтяной шок. Тут одна картинка скажет больше тысячи слов.

Второе - бюджетные проблемы из-за спада экспортной выручки, а также сжатия внутреннего спроса. В 1980-е они были усугублены потерей акцизов в результате антиалкогольной кампании, а сегодня – финансовыми санкциями Запада, вызвавшими отток капитала для расплаты по прежним долгам.
Третье: в обоих случаях налицо геополитическое противостояние, включая внешние военные действия и западные контрмеры.
Четвёртое - исчерпание прежних моделей экономического роста, необходимость периориентации национальной экономики на другие драйверы, признаваемая как элитой, так и населением.
Пятое - поиск элитой новых ролей России на мировой арене, а также стремление части её представителей примириться с Западом. При этом власти пребывают в самоуспокоенности относительно оценки резервов и запасов прочности.
Впрочем, есть и важные отличия.
Российская экономическая система в настоящее время является гораздо более гибкой и устойчивой, чем советская. У нас действуют автоматические стабилизаторы - рыночные цены на товары и услуги, свободный валютный курс, меньшая значимость социальных обязательств, более-менее гибкий рынок труда, низкий государственный долг. Кроме того, Россия не зависит от поставок продовольствия в той мере, в какой зависел Советский Союз, а в части зерна даже является нетто-экспортёром, в отличие от СССР.
Нельзя также сбрасывать со счёта, что выросло целое поколение, которое считает, что порядок и стабильность — это хорошо, и оно стоит определённых жертв по части сытости.
Тем не менее, как и в СССР, в России остро встает вопрос о способности национальной элиты, составленной по большей части из силовиков, обеспечить стимулирующий бизнес-климат и повысить качество человеческого капитала, а тем самым и эффективность, конкурентоспособность страны. Есть сильное подозрение, что логика противостояния с могущественным противником и мобилизационные лозунги всё для фронта всё для победы, даже если они были придуманы для консолидации электората в целях недопущения цветной революции, всё глубже захватывают умы властного истеблишмента. И хвост начинает крутить собакой.
Это ровно те же грабли, по которым прошёлся в 1980-х Михаил Горбачёв, который попал под обаяние одной идеи, вследствие чего утратил критичность мышления. Повторит ли Владимир Путин его ошибки? Или оставит это повторение своему преемнику?
Journal information