
Китай - не без помощи России - активно модернизирует свой военный потенциал. И это уже вызывает растущее беспокойство в США. В Вашингтоне опасаются, что в ближайшей перспективе Пекин станет такой мощной конкурирующей силой, которая реально ограничит возможности Америки в ключевом для неё Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Уже к 2020 году, ВМС Китая превзойдут ВМС США по численности кораблей и подлодок. Разумеется, количество не компенсирует отставание в качестве, но это лишь один из многих признаков того, как неуклонно растёт военная мощь экономики номер два.
Но есть ещё одна угроза, более серьёзная. Китай предпринимает интенсивные усилия по совершенствованию технологии своих баллистических ракет. Их дальность увеличивается год от года. Чем это грозит Америке?
Одна диаграмма показывает, что КНР теперь имеет возможность ударить по американским военным объектам на острове Гуам, запуская баллистические ракеты с материка.

Остров Гуам с размещенной на его территории военно-морской базой США служит американским стратегическим интересам в Азиатско-Тихоокеанском регионе на протяжении более чем столетия. Эта база является одной из двух крупнейших в Тихом океане (вторая Гонолулу/Пёрл-Харбор - на Гавайях). Она находится за пределами континентальной части США и относительно близко к странам Юго-Восточной и Центральной Азии, позволяя Штатам резко сократить сроки и темпы развертывания своих вооружённых сил в регионе в случае обострения ситуации.
Источником такого обострения, кстати, может стать сам Китай. Его территориальные споры и политические претензии к странам-соседям уже являются значимым фактором, определяющим военно-политическую обстановку в регионе. В случае чего Америка может оказаться в неловкой ситуации, особенно если от неё потребуется выполнять союзнический долг.
Прежде Гуам считался неуязвимым для китайских ракет, за исключением запускаемых с подлодок (но сами подводные лодки сравнительно легко контролируются силами технической разведки, так что эффекта внезапности достичь довольно сложно). Теперь ситуация меняется. И хотя точность китайских ракет пока оставляет желать лучшего из-за отсталости средств наведения, Пекин активно работает и над этой проблемой. По прогнозам, она также будет решена к 2020 году. Если, конечно, её решение не затормозит экономический спад в Поднебесной и вызванный им политический кризис. Но пока эти темы даже не значатся в актуальной повестке дня, согласно мнению большинства китаеведов.
Впрочем, самый главный вопрос остаётся открытым. Надо ли США начинать всерьёз опасаться Китая и начинать поиск асимметричных мер, в том числе на поляне дипломатии? Или американские цели в регионе даже в отдалённом будущем могут быть обеспечены прежней ставкой на военную силу?
Из ответов на него вытекает и стратегия Соединённых Штатов в отношении России. Так ли сильно Америка заинтересована в окончательно решении русского вопроса, если вследствие этого не останется даже потенциального противовеса геополитическим амбициям Пекина?
Journal information