А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О том, что пуштун с ножом может сделать с Америкой

Knife

Если человек хорошо владеет головой и... ножом, добиться он сможет многого.

И получить тоже много. Очень много. Порой это многое исчисляется несколькими сотнями миллионов долларов.

А потом уже другие неглупые люди ломают головы, силясь понять, как же это вообще могло произойти.

История Тарика Фарида и его брата Камрана, которых суровое детство научило классно владеть ножом, тому наглядное подтверждение.

Начнём с конца. После того, как о Тарике Фариде стало известно в академических кругах, некоторые экономисты заговорили о начале нового века в Экономикс. Потому что с точки зрения господствующая более двух столетий теория свободного рынка практически невозможно объяснить приключившийся феномен. Точнее, феноменальный успех франчайзинговой компании, основанной 16 лет назад в штате Коннектикут. Само существование этой фирмы на протяжении столь долгого срока уже подрывает фундаментальные принципы капитализма, подчёркивают маститые специалисты по экономике.

Предмет столь громких заявлений – компания Edible Arrangement, созданная в 1999 г. двумя выходцами с Ближнего Востока, братьями Тариком и Камраном Фаридами. Основной род её деятельности – составление «букетов» из фруктов и ягод. Сегодня Edible Arrangement – транснациональная фирма, представленная в 13 странах мира, с годовой выручкой в 500 млн долл.

Edible_Arrangements,_Washington_DC
Фото © John Phelan, CC BY-SA 3.0, источник.

Как считают эксперты, деятельность Edible Arrangement – это вызов всем современным экономическим моделям. Ведь компании удалось расширяться непрерывно в течение прошлого десятилетия несмотря не только на колебания деловых циклов, но и на отсутствие какого бы то ни было видимого спроса на свою продукцию.

«Я не могу представить себе человека, согласного заплатить 84 доллара за 18 долек зелёного яблока и воздушный шарик с надписью, – недоумевает нобелевский лауреат Дж.Стиглиц. – Видимо, мы должны отказаться не только от концепции рационального человека, предложенной ещё Адамом Смитом, но и от наивного мнения о том, что в свободной рыночной экономике цены отражают желания потребителей».

Выдающийся экономист признал, что он даже провел неформальный опрос среди коллег. Выяснилось, что ни один из 18 тыс. членов Американской Экономической Ассоциации (АЭА) ни разу не получал и не заказывал подобных подарков. Более того, никто не мог признать, что хотя бы слышал о получении фруктовых корзин своими знакомыми.

«С точки зрения экономической теории, рынок должен был давно покончить с Edible Arrangement, – поддерживает коллегу президент АЭА О.Ашенфельтер. – Один из основных постулатов капитализма – идея о том, что бизнес должен производить нужные потребителям товары или услуги за разумную цену, иначе он разорится. Однако, хотя Edible Arrangement действует прямо противоположным образом, она не только не приближается к банкротству, но и получает стабильно высокую прибыль».

После знакомства с парадоксом Edible Arrangement, экономисты США начали отказываться от идей Адама Смита. По их мнению, классическая модель, основанная на балансе спроса и предложения, бессильна объяснить, как компании удаётся в течение полутора десятилетий действовать с 1000%-й рентабельностью.

Заинтересовавшись этим парадоксом, Министерство торговли США провело расследование на предмет того, служила ли Edible Arrangement прикрытием для какой-либо незаконной торговли. Однако правительственные агенты не нашли никаких правонарушений. Они убедились, что магазины компании реально функционируют, служащие получают зарплаты, а на складах нет ничего запрещённого к продаже – только фрукты и их части, например, дольки ананаса в форме бабочек.

«Увиденное на складах Edible Arrangement лишено всякой логики, – говорил организовавший проверку тогдашний министр торговли Гэри Лок. – Кому, скажите на милость, могут потребоваться 6 фунтов (около 3 кг – А.Н.) мускусной дыни? Да американцы вообще не едят этот фрукт! Кроме того, дыня уже порезана на дольки, её надо съесть очень быстро, иначе всё испортится. Как это все может продаваться в таких количествах?».

Несмотря на сомнения в работоспособности бизнес-модели компании Edible Arrangement, ведущие экономисты мира договорились работать вместе, чтобы создать новую всеобъемлющую теорию глобальных рынков.

«Мы должны принять тот факт, что компании, подобные Edible Arrangement, являют собой часть новой экономической действительности, – резюмирует О.Ашенфельтер. – Кроме того, день рождения моей мамы приближается, и теперь, когда я лучше познакомился с фруктовыми букетами, я думаю, что ей мог бы понравиться один из них. Например, с мишкой Тэдди».

Так вы всё ещё думаете, что на дураков не нужен нож?

Tags: США, бизнес, конкуренция, рынки, теория, экономика, эффективность, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 646
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments