Вектор движения начинает определяться задолго до того, как Вождь произносит с трибуны верной дорогой идём, товарищи! © Растущая популярность идей нестяжателей (ещё бы сами они так жили, как говорят), отрицающих конкуренцию, прибыль, процент и т.п., становится вполне себе симптомом. И вот этот красноречивый текст тов. Глазьева С.Ю., который снова пиарят в Сети и за её пределами, - тоже симптом. Один заголовок - шедевр: Православный социализм...
Программа, которую мы предлагаем, — это программа перехода на внутренние источники кредита, стратегическое планирование, использование наших конкурентных преимуществ на основе долгосрочного целеполагания и система целевого кредита под низкие процентные ставки в соответствии с индикативными стратегическими планами на основе частно-государственного партнёрства.
Чего нам недостаёт, так это идеологии. И в этом смысле опыт православной традиции и опыт строительства социализма в нашей стране может дать качественно-новый идеологический взгляд, который упорядочит наше понимание и собственных перспектив, и собственных преимуществ, и новое понимание окружающего нас мира. Нам такая идеология крайне нужна...
Сама по себе идеология социал-христианства прекрасно подходит к шестому технологическому укладу, где возникает общество знаний, где прибыль не играет уже особой роли, где цены формируются по потребностям. Эта "новая экономика" очень сильно не соответствует традиционным представлениям, вплоть до того, что в ситуации автоматизации, в режиме создания объектов с заранее заданными свойствами производитель настолько подлаживается под потребителя, что богатому он втирает втридорога, а бедному отдаёт бесплатно. На наших глазах рождается экономика, которая может сочетаться как с православной, так и с социалистической доктриной.
Один из признаков новой эпохи: западный мир перешёл на отрицательные процентные ставки (как раз и с православием, и с социализмом процент не совместим). И это, похоже, очень серьёзная трансформация.
Допустим, процент ещё менее совместим с исламом, однако тов. Глазьев ничего не говорит о строительстве мусульманского социализма почему-то. Что же до лихоимства в русской православной традиции, любознательные могут справиться, что такое монастырское ростовщичество. Да и новый российский опыт РПЦ, в начале 1990-х делавшей деньги на льготах по импорту алкоголя и сигарет, говорит скорее о том, что Православие в его нынешнем виде, в новорусской редакции, более вписывается в капиталистическую рыночную экономику, а не в раннехристианский социализм. Так что пример тов. Глазьева здесь откровенно неудачный.
Насчёт перехода некоторых центробанков стран ОЭСР к отрицательным процентным ставкам - пока ещё слишком малый срок прошёл с начала этой политики, чтобы судить, является ли она признаком трансформации всего западного мира, либо же вынужденным тактическим ходом регуляторов, кратким эпизодом в многовековой истории капитализма как системы. Ну а утверждения про то, что прибыль не играет особой роли и т.п., не подкреплённые никаким количественным анализом, оставим на совести автора-популиста.
И всё бы это не стоило труда бить пальцами по клавиатуре, когда бы не видимый даже по дискуссиям в Альманахе рост популярности вульгарного антикапитализма, антилиберализма и антирыночных идей. Конечно, то поколение, которое видело все прелести социалистической уравниловки и в борьбе с ней сотнями тысяч выходило митинговать на проспекты и площади советских городов, уходит постепенно. На смену ему идут те, для кого б.СССР связан в лучшем случае с яркими воспоминаниями детства, но кто успели столкнуться с оборотной стороной медали капиталистической рыночной конкуренции (и оказались в значительной мере неконкурентоспособными). Потому семена социал-христианских идей, рупором которых выступает тов. Глазьев, падают на благодатную почву.
Но сколько можно блуждать в трёх соснах по граблям?
Journal information