С подачи всемирно известного знатока чёрных лебедей Нуриэля Рубини заинтересовался одной прелюбопытной картинкой, которая представляет нынешнюю цепочку экономических и геополитических событий в довольно-таки непривычном ракурсе.
Но прежде надо сделать одну ремарку. Теория цикличности различных социальных процессов, хотя и является интуитивно понятной большинству людей благодаря популярным цитатам и неистребимому свойству проводить параллели с прошлым, всё же не слишком строга в физическом смысле. Если апостериори начало и конец некоторых циклов установить ещё можно, то априори это получается крайне редко. Тем более, что продолжительность таких циклов не может быть измерена со стопроцентной точностью.
Вместе с тем определённую цикличность некоторых явлений в бизнесе, макроэкономике и социуме не замечать, а тем более - отрицать, довольно сложно и противоестественно. По этой причине, оценки, которые базируются на плодах анализа циклов, как минимум, заслуживают внимания.
И вот после этой преамбулы - собственно главный штрих.
Даже если исключить из рассмотрения т.н. геополитический цикл как плод лукавого ума, оставшиеся три циклических волны вполне серьёзно воспринимаются многими специалистами - экономистами, социологами, демографами. Бизнес-цикл так и вообще является общим местом во многих экономических учебниках.
И если спроецировать этот график на российские реалии, картина получается достоверной и неутешительный. Демографический спад - это давно уже данность, подтверждаемая статистикой, а с тем, что в ближайшие годы нас ожидает сильное падение общего количества рождений, которое продлится как минимум до 2030 года, не спорят даже самые прокремлёвские тролли. Циклический спад экономической активности в РФ также в особых комментариях не нуждается, и начался он задолго до крымских событий. Да и против существования, например, 30-летних нефтяных циклов отраслевые эксперты сильно не возражают.
То есть, ближайшие годы станут для России более трудными, чем уже прошедшие в условиях начала нынешнего экономического спада. Тут и внешние, и внутренние причины будут взаимно усиливать друг друга.
В то же время некое подобие нынешней ситуации, дополнением к которой выступает ещё и цикл торможения хозяйственной активности в развитых и многих развивающихся странах, последний раз отмечалась где-то в 1930-х гг. Великая депрессия, глобальный спад, рост экстремизма и реваншизма, недееспособность международных институтов и многие-многие другие тревожные черты сегодняшнего дня - всё это уже было.
Повторения не опасаетесь?
Journal information