
В Академии изящных искусств Флоренции вам с удовольствием расскажут поучительную историю о библейском Давиде и его создателе Микеланджело Буонарроти. В экономическом Альманахе же она потому, что заслуживает внимания не только только служителей муз и прочих причастных к миру высокой культуры, но и всех, кому так или иначе приходится сталкиваться с контрагентами, заказчиками, партнёрами.
Когда в 1504 году 29-летний Микеланджело наконец-то отсёк от бесформенной глыбы мрамора всё лишнее и миру предстал облик древнего библейского царя, принимать работу явилась вся флорентийская знать. Самым заметным в её толпе был не глава Республики, а пожизненный гонфалоньер справедливости Пьетро Содерини, который считался покровителем искусств и талантов. Не без его протекции тогда ещё 26-летний малоизвестный скульптор, только что вернувшийся на Родину из Болоньи, получил заказ на изготовление 5-метровой статуи.
Но теперь именно Пьетро Содерини подложил автору свинью. То ли желая выпендриться, то ли позиционируя себя как тонкого знатока, то ли просто сослепу, гонфалоньер заявил, что нос у Давида слишком велик.
Что сделали бы 99% подрядчиков, услышав критику невежды прямо в момент приёмки работы перед лицом генерального заказчика? Стали бы ругаться, спорить, доказывать свою правоту и ссылаться на данные антропометрии по носам.
Как поступил Микеланджело? Смирив гордыню и сделав вид, что согласен с критикой, будущий прославленный скульптор приказан немедленно подать лестницу к статуе Давида. Затем он взял в руки молоток и долото, лежавшие в пыли у подножия мраморного колосса. Но при этом молодой человек незаметно прихватил с земли горсть мелких осколков и мраморной пыли. Поднявшись по лестнице, Микеланджело поднёс руку с долотом к носу Давида и размахнулся молотком. Пыль и крошки полетели во все стороны.
Но на самом деле, Микеланджело не тронул нос Давида и пальцем. Он лишь умело имитировал удары долотом и ловко разбрасывал осколки, ранее поднятые с земли. Через несколько минут спектакль закончился. Микеланджело спустился вниз, убрал лестницу, повернулся к гонфалоньеру и спросил, что теперь тот думает о внешности мраморного истукана? Пьетро Содерини, который даже не заметил, что нос Давида остался совершенно прежним, преисполнившись гордости, сказал: «Вы убедились, как я был прав? Но теперь статуя прекрасна!».
Инцидент был исчерпан.
Лишь столетия спустя многомудрый Дейл Карнеги облёк этот урок в форму максимы Никогда не спорь с заказчиком!
Повторюсь, эту историю, которую в России многие называют легендой, надо бы выучить всем клиентским менеджерам, сейлзам и просто наёмным работникам, вынужденным реагировать на критику руководства. Выучить и осмыслить вне зависимости от степени правдивости рассказанного. Сбережёт много нервов, сил и средств, которые впоследствии можно будет употребить с большей пользой для дела и себя.
Чисто по-блогерски поинтересуюсь: а у вас каков был персональный опыт реагирования на незаслуженную критику со стороны тех, кому достойно (т.е. резко и хлёстко) ответить никак нельзя?
Journal information