
Фото © Xinhua.
На заглавном снимке вы можете видеть цены на мясную продукцию в типичном китайском супермаркете. Для любителей документальной точности - магазин в городе Ханчжоу, столице Восточной китайской провинции Чжэцзян. По курсу Банка России на сегодня 1 юань равен 9 рублям 57 копейкам. Для простоты перевода в российскую валюту можно китайские цены умножать на 10.
Но, разумеется, снимок показывает нечто большее, чем ценники в мясном ряду.
Рост потребления мяса и мясопродуктов в Китае идёт не так давно. Он связан как с повышением благосостояния китайцев, так и с тектоническими сдвигами в китайской экономике и демографии, процессами урбанизации, расширением доли среднего класса и проч.
Но причём тут Россия?
Зайдём издалека. Спрос со стороны Китая выступает катализатором агропродовольственного экспорта ЕС. В частности китайский импорт европейской свинины достиг рекордно высокого уровня в этом году, при этом предыдущий рекорд был всего лишь годичной давности. По данным ЕС, в первой половине 2016 года поставки мясной продукции в материковый Китай выросли на 115% процентов в годовом выражении, в китайский Гонконг - на 55%.
Европейцы, понятное дело, очень рады.
Уже 80% общей стоимости экспорта в Россию, упавшего из-за введённых в 2014 году контрсанкций заменили поставки сельскохозяйственной продукции ЕС на азиатские рынки. На китайский - в первую очередь. Речь не только о мясе и мясопродуктах, но и о молоке, сырах, некоторых видах фруктов и овощей.
И теперь Евростат назвал Китай вторым по величине экспортным рынком для сельского хозяйства ЕС.
Россия меж тем упорно пытается наладить импортозамещение. Впрочем, каждый, кто успел попробовать русский Parmigiano-Reggiano, Brie или Camembert, может оценить успехи на этой ниве. Тем временем, российских потребителей с успехом заменяют китайские, у которых к тому же - нарастающее численное превосходство.
А что будет, когда китайский средний класс распробует хамон?
Journal information