
Интересный маркер арендного рынка столицы - активность жулья на нём. Не так давно, когда съёмные квартиры разлетались, как горячие пирожки, едва объявление о сдаче появлялось на Авито или Циане, жалобы на квартирных мошенников шли в интернет косяком. Затем, когда кризис остудил спрос и даже ликвидные объекты стали простаивать в экспозиции по неделе и больше, а потенциальные съёмщики перестали приходить на просмотры с деньгами, жулики как-то сникли. Притихли. Растворились. А теперь - опять началось.
Благо законодатель подыграл аферистам.
Я тут узнал, что мой троюродный брат в прошлом месяце попался на удочку мошенников. Хотя мужик он опытный в арендных делах и вообще калач тёртый, но и его развели, как ребёнка.
Надо сказать, он уже лет восемь, как женился, кочует по съёмным квартирам. На первый взнос в ипотеку копит, конечно, но без фанатизма. Ладно, это его дело, не сторож я тут брату своему ©.
В общем, в августе он поменял работу, а в сентябре кольнуло его переехать поближе к новому рабочему месту. Сказано - сделано. Где искать, как искать - всё понятно. Не первый год замужем. Так что сам, всё сам, никаких агентов.
Интересных вариантов было много, но один особенно зацепил. Расположение удобное, хозяин показался мужиком свойским, согласился даже разбить депозит на три месяца и немного уступить в цене, если договор будет подписан быстро. Брательник, не будь дурак, посмотрел паспорт, попросил документы о праве собственности и получил примерно вот это.

Только там ещё паспортные данные собственника были указаны и ещё кое-какие графы отличались содержимым от этого образца. Опять-таки, никаких подозрений - так примерно и должна выглядеть расширенная выписка из ЕГРП, которая с 15 июля заменила привычные свидетельства о праве собственности. А владелец, не дожидаясь расспросов, тут же пояснил, что квартиру он купил недавно, специально для сдачи, и понимает, что не прогадал, так как реальный спрос чувствуется.
Был он так любезен и убедителен, что брат клюнул. Внёс деньги, получил ключи, подписал договор - всё честь по чести. Единственное, наймодатель попросил повременить денёк с переездом, чтобы успеть вывезти кое-какие личные вещи. Он-де поселился в квартире на время показов, чтобы не тратиться на дорогу.
Надо ли говорить, что когда через день довольный наниматель пришёл в своё новое жильё, ключ не подошёл к замку, а телефон наймодателя тупо был вне зоны действия сети. Более того, пока он топтался у двери, к этой же квартире подошёл ещё один собрат по несчастью с историей, похожей как две капли воды.
Схема старая, но действенная. И нововведения в регистрационных процедурах оказались мошенникам только на руку.
Конечно, свидетельства о праве собственности на защищённых бланках Росреестр перестал выдавать ещё в прошлом году. Но тогда вялое и тухлое состояние рынка недвижимости сделало его непривлекательным для квартирных аферистов. А светлые головы в правительстве сочли низкую активность жуликов признаком того, что бланки повышенной степени защиты вовсе не нужны. В итоге права на недвижимость удостоверяет обычный листок (или два листа) бумаги формата А4, который может подделать и школьник.
На инертном рынке у потенциальных нанимателей есть достаточно времени, чтобы самому заказать выписку из ЕГРП, которая делается 5 дней. Но когда рынок оживает, как это происходит сейчас, наймодатель не будет ждать ответа неделю. И потенциальный наниматель вынужден рисковать. Троюродный брат рискнул - и оказался в дураках.
Вариант уменьшить риски здесь - использовать электронный сервис Росреестра «Запрос к информационному ресурсу ЕГРП». Теоретически, он позволяет получать сведения из реестра прав почти что онлайн. Но для пользования им нужно несколько раз поплясать с бубном, обзавестись ЭЦП, ключами, дополнениями к браузеру и т.п., чтобы получить доступ. Да и денег за подключение заплатить придётся немножко. Так что агенты по найму, которым оформлять такую подписку сам Бог велел, получают лишний аргумент в свою пользу.
И почему у нас все нововведения, даже по идее полезные, внедряются так, что простой человек всё равно страдает?
Journal information