По правде говоря, про Европу в заголовке - скромная дань уважения европейскому выбору одной немаленькой постсоветской страны. Статистика говорит, что более справедливым было бы назвать Индию, Китай и даже Египет в качестве своего рода метрополий-потребителей. Но прежде, чем переходить к цифрам, немножко недавней истории.
Сравнение с 13-м годом имеет под собой многолетнюю советскую традицию. Парадокс, но Украина сегодня так и побуждает вспомнить о ней, несмотря на распиаренную декоммунизацию и десоветизацию. Например, всё ещё идут споры относительно того, сколько лет пройдёт, прежде чем украинский ВВП вернётся к уровню 2013 года. Ясно, что несколько.
Ничего удивительного: революции и реформы сплошь и рядом толкают экономику назад. Но главные революционные изменения произошли внутри национального хозяйства Украины.
Ещё три года назад это была вполне индустриальная экономика, снабжавшая мир самой разнообразной промышленной продукцией - от металлопроката до машин и оборудования. В 2013 году в товарной структуре украинского экспорта лидирующее положение, несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры из-за последствий глобального кризиса, всё ещё занимала металлопродукция. На неё приходилось почти 28% экспортной выручки. Также важную роль во внешней торговли страны играли поставки за рубеж товаров общего и специального машиностроения (11,5% в 2013 г.), химикатов (8,1%), транспортных средств (5,3%). То есть, продукции национальной промышленности, доставшейся от б. СССР.
Но уже к середине нынешнего года картина поменялась радикально.
28%-я доля в украинском экспорте приходится теперь на зерновые культуры и подсолнечное масло. Удельный вес машиностроения и металлургии съёжился до совсем скромных величин.
Источник © korrespondent.net.
В общем, село побеждает город, аграрный сектор теснит индустриальный. XXI век на дворе, между прочим!
Интересная также наблюдается история с географией.
Несмотря на двухлетнее падение экспорта в Россию, она пока остается на первом месте в этом рейтинге. Но Китай рядом. Хотя соглашение об ассоциации Украина подписала с ЕС, а не с КНР. Что-то странно, все это…
С другой стороны, может, включение в экспортные поставки на китайском направлении - это и есть палочка-выручалочка для страны?
Но с деградирующей промышленностью даже такая задача становится проблематичной. Вот здесь украинский эксперт подробно рассуждает о перспективах включения Киева в Новый шёлковый путь, который строит Китай. И констатирует, что для этого Украине уже не хватает... вагонов и локомотивов (а вскоре и с рельсами напряжёнка может возникнуть).
Причём деиндустриализация бьёт и по самим селянам. В этом году потребности аграриев для перевозки смолоченного зерна в вагонах были едва обеспечены наполовину. Тот состав, что есть, на 70-80% изношен и будет требовать в ближайшее время замены. Если завтра железная дорога остановится, резко упадет экспорт. Нечем будет поставлять товар до конечного потребителя, тревожится эксперт. И удивляется - как же так вышло, что «Укрзализныця» с апреля находится в состоянии технического дефолта и как вообще в стране, где есть «Крюковский вагоностроительный завод», может существовать дефицит вагонов!
Но таковы последствия победы села над городом, которую красиво назвали Революцией Достоинства.
Правда, стратегически может быть всё не так плохо. В конце концов, люди на Земле плодятся, кушать хотят, и если нефти-газу сейчас активно ищут замену, то синтез еды всё ещё остаётся на стадии лабораторных разработок. К тому же для него тоже требуются растительные культуры. Так может, быть кормовым придатком более развитых стран с быстрорастущим населением - надёжнее, чем выступать их сырьевым партнёром? И всё это - часть хитрого плана победителей Майдана?
Правда, как они смогут в этом деле обойтись без машиностроения, металлургии и химии?
Journal information