
XXI век уже показал свою щедрость на экономические потрясения. Ещё и одна шестая часть его не прошла, а мир уже прошёл через две технологических революции, одну Великую рецессию, множество кризисов помельче - и всё никак не обретёт стабильность. Перемены только начинаются, говорят нам футурологи и визионеры.
Главное уже свершилось, однако. Если наши родители могли быть уверены в том, что правильная специальность, достойное образование и профессиональный рост обеспечивают пожизненный кусок хлеба с маслом взамен 8-часового рабочего дня, то теперь этой уверенности нет. Перечисленные выше кризисы и революции уже поменяли рынок труда радикально. Динамика занятости в различных секторах экономики описывала замысловатые кульбиты под воздействием деловых циклов и глобальной конкуренции. Но лишь в одной сфере создание рабочих мест не прерывалось ни на квартал, а шло равномерно, линейно, уверенно вверх.
Нет, это не IT, не кибернетика и даже не юриспруденция, говорит нам трудовая статистика.
Её слова, впрочем, лучше увидеть, чем услышать.

Работники сферы образования и здравоохранения, похоже, не испытывали проблем с трудоустройством все эти годы. Число рабочих мест там выросло в 1,5 раза с 2000 года - это максимальный прирост в Америке XXI столетия.
Что касается географического распределения, тут особых сюрпризов не возникает. Крупные города выступают главными генераторами рабочих мест. Глубинка депрессует.

Конечно, много сейчас говорится о том, что учителей и врачей с медсёстрами довольно скоро заменят роботы и компьютеры с интернетом. Но тут футурологи с визионерами, возможно, выдают желаемое за действительное. Во-первых, многие знания и ещё большее число навыков не передашь дистанционно, обучение какому-нибудь кузнечному делу возможно лишь по старинке, от человека к человеку. Во-вторых, школы и колледжи выполняют не столько образовательную, сколько социальную роль.
Первые занимают детишек довольно продолжительное время, позволяя родителям спокойно работу работать, а также воспитывая в школьниках привычку к дисциплине и подчинению. Вторые вдобавок отвлекают неокрепшие умы от сомнительных идей, прививая им вполне определённый угол зрения на окружающую действительность. При всей разности методик преподавания базовый вектор там всё же один.
С медициной аналогичная ситуация: спрос на рабочие места в ней порождает давление социума. По мере старения населения требуется всё больше и больше младшего медперсонала, способного на уход и попечение за пожилыми людьми, а также врачей низового звена, которым возрастные пациенты могли бы изливать свои жалобы (своего рода психотерапия же). Пока этот демографический тренд выглядит непобедимым.
Применимо ли подобное к России? А почему нет. Страна пусть и бедная, но всё же постиндустриальная. Конечно, тощие бюджеты на образование и здравоохранение не позволят работникам этих отраслей шиковать. Но ведь речь изначально шла именно о занятости, а не благосостоянии. Его придётся добывать себе другими путями.
Как вы думаете, какими?
Journal information