
Продолжаем неформальный разбор невыученных уроков распада СССР. Некоторые социально-политические предпосылки величайшей геополитической катастрофы XX века были немного затронуты здесь. Настал черёд политико-экономических.
Нарастающая неэффективность отраслей народного хозяйства, работавших на внутренний рынок, в сочетании с растущими геополитическими амбициями советского руководства и сокращением сырьевых доходов, к которым страна привыкла в 1970-е, образовали смертоносную триаду. Ну а неумелые, противоречивые и половинчатые попытки привнести рыночные элементы в плановую экономику, начиная с косыгинских реформ и заканчивая горбачёвской перестройкой, окончательно подорвали устойчивость системы. Её не спасли уже ни сверхдешёвые западные кредиты, ни прекращение гонки вооружений, ни поспешная демократизация экономической и политической жизни.
Не наблюдается ли сейчас нечто подобное концу 1970-х — началу 1980-х, римейк Брежнева и Андропова в одном флаконе?
Притом, что российская экономика сейчас в основном рыночная, растущая доля государственного участия в хозяйственной жизни навевает ассоциации с развитым социализмом. Впрочем, в отличие от той эпохи, размер формальных и неформальных социальных обязательств государства сейчас сильно ниже и сокращается год от года. В этой части запас прочности как бы есть, даже несмотря на сокращение притока нефтедолларов.
Но Кремль упорно сокращает его, перераспределяя всё больше ресурсов из сферы развития человеческого капитала в геополитические игры и сохранение статус-кво. Идёт рост военных расходов, причём наибольшие его темпы наблюдаются в тех направлениях, которые не связаны напрямую с экспортом вооружений (это единственное более-менее осмысленное применение оборонного бюджета). Значительные средства отвлекаются на совершенно непроизводительные цели, вроде создания Росгвардии на базе ОМОНа, ВОХРа и СОБРа.
И все эти милитаристские затраты будут лишь расти в ближайшие 15 лет, по прогнозам западных исследователей, основанных на сложившейся динамике и уже озвученных планов российского руководства.

Но, как нетрудно заметить, даже более чем двукратный (в долларовом исчислении) рост военного бюджета России не сильно поможет ей. Китай и даже Индия обгонят нашу страну в эти 1,5 десятилетия по затратам на содержание и вооружение своих армий, что выльется в соответствующий взрывной рост их военной мощи.
Утешительный приз: отставание от США по военным расходам удастся несколько сократить - с 9-кратного до 6-кратного.
Конечно, дело не только в количестве, но и в качестве оборонных бюджетов. Нельзя совсем исключить, что Россия продолжит создавать суперсовременное, сверхмощное и высокоточное оружие, основанное на новых физических принципах и способное решить исход любой битвы, от локальной до глобальной. Но делая поправку на уже идущую эрозию человеческого капитала и предстоящий демографический спад, верится в это с трудом.
Итак, одной из мин, на которых подорвался СССР, была гонка вооружений. Россия, вольно или невольно, снова ступает на этот путь. Но, быть может, имеет смысл поискать возможности обеспечения национальной безопасности какими-то иными средствами, чем растрата ресурсов на заведомо проигрышный бег в никуда?
Journal information