
Живая сценка в одном из меховых салонов, которые никакой кризис не вытравит из мегаполиса.
– Очнись, дорогая! Ты собираешься потратить на шубу столько денег, что их целой семье хватило бы на год жизни! Это неприлично, в конце концов.
– Ну дарлинг, не будь таким букой! Посмотри, как она мне идёт. А этой семье надо лучше вкалывать, тогда и не придётся считать мелочь.
По нынешним временам такие воззвания к совести – редкость. Но всё дело в том, что этот диалог... Он не совсем российский. Или даже – совсем не российский.
Речь снова об Америке, где каждый четвёртый состоятельный гражданин за год тратит на одёжный шопинг не менее 50 тыс. долл. Сумму, сопоставимую с медианным годовым доходом американского домохозяйства (55 тыс. 780 долл.). То есть, примерно половина семей в США на все свои потребности за 365 дней тратят меньше, чем один богач расходует на платья-шубы-туфли-костюмы.
Американская пресса подаёт эту статистику с лёгким оттенком осуждения. Мол, кому много дано, с того много и спросится, а демонстративное гиперпотребление идёт вразрез с великими американскими ценностями. Скромнее надо жить, гг. миллионеры.
А куда скромнее-то? 50 тыс. долл. на шопинг в год – это, по российским меркам, какое-то нищебродство. К примеру, жена теперь уже бывшего депутата Госдумы Василия Южилина, столичная модница Илона Столье потратила полмиллиона долларов только на платья известной марки «Rodarte». Или бывшая спортсменка, теледива и жена президентского пресс-секретаря Татьяна Навка только за один поход по лондонским бутикам в состоянии накупить вещей на десятки тысяч фунтов. И СМИ пишут об этом с завистливым придыханием.
Спору нет, считать чужие деньги – совсем неприлично. Но только не когда они извлекаются из портмоне жён и спутниц карьерных чиновников или народных избранников. Вот в этом случае демонстративное сверхпотребление выглядит особенно вызывающе. Совсем не то настроение создаётся у масс в годовщину двух революций.
А вот американских миллионеров, которые в большинстве своём из категории self-made, даже немного жаль. Какие-то бедняки они в сравнении с нашими государственными мужами (и их жёнами), не так ли?
Journal information