
Перефразируя классика, любая страна лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет и желает защищаться. Конечно, военное дело с каждым десятилетием становится всё более профессиональным, и резервисты едва ли годятся на что-то серьёзное в современном конфликте. Но существует ещё такое понятие, как сила духа нации. От него, в конечном счёте, зависит обороноспособность.
От желания драться за свою страну. От готовности за неё умереть.
Мирные годы после Второй мировой войны эту готовность немного охладили. Возможно, к лучшему – в пользу стремления даже в конфликтной ситуации мирно договориться и найти компромисс. Так что теперь patria o muerte на политической карте мира выглядит вот как...

Как свидетельствует Gallup, лишь в немногих странах население тотально готово к обороне. В среднем по планете такая готовность составляет 61%. Гендерная разница довольно заметна: желание сражаться за свою страну выказывают 67% мужчин и только 52% женщин.
Но ещё разительнее контраст по отдельным странам. Европа здесь в аутсайдерах.

Толерантные европейцы в среднем не очень горят желанием защищать свои уютные государства с оружием в руках.
Отчасти это следствие ползучей демилитаризации, которую проводили США в Европе после Второй мировой войны. Понятно, что взяв западноевропейские страны под свою военную защиту, американцы преследовали цель многократно снизить вероятность возрождения в Старом Свете промышленно развитой державы с милитаристскими настроениями. Урок германского реваншизма после Первой мировой войны пошёл впрок.
Но оборотной стороной американской опеки стала утрата европейцами своих боевых качеств. И даже внутренние дрязги, типа югославского распада в начале 1990-х, они стали разрешать и купировать, настойчиво прося вмешательства США.
Ещё одним следствием такой перемены общественных настроений стала довольно острая реакция европейских лидеров на любые вооружённые конфликты у своего порога. Российская активность на Востоке стала для них не столько неожиданностью, сколько фобией. Именно поэтому так быстро воскресли все жупелы холодной войны. Именно поэтому европейцы так перепугались. А испуг, как известно, плохой советчик.
Впрочем, с приходом в Белый дом Дональда Трампа поводов для опасений у европейцев стало больше. Экс-бизнесмен предложил им вполне чёткий подход: нужна крыша – платите, как договаривались. Скидывайтесь в бюджет НАТО по полной программе. Иначе Америка умывает руки.
Так что, вопрос прост.
Как скоро Европа, не готовая защищать сама себя, капитулирует?
Journal information