Фото © Kalashnikov Group.
Чрезвычайно популярно мнение, что путинская военная поддержка сирийского правительства Башара Асада весьма полезна для нашей оборонки. Что насмотревшись на работу российских «Калибров» и Сушек, арабский и прочий незападный мир захочет всё это приобрести в свои арсеналы. И чихать ему на американо-европейские санкции. А значит отечественный ОПК продолжит расправлять плечи, восстанавливая порушенное в лихих 1990-х и создавая новые высокотехнологичные рабочие места для россиян.
Впрочем, по сугубо предварительным оценкам Ростеха, экспорт российских вооружений по итогам боевого 2016 года будет всего лишь не ниже, чем в 2015 г., когда он составил 14,5 млрд долл. (по другим информации — 15,2 млрд долл.). С другой стороны, появляются известия о пользе милитаризации по крайней мере для рабочего класса и частично — для ИТР.
Сообщается, что концерн «Калашников» на фоне возросшего объёма экспортных заказов в текущем году создаст ещё 1700 рабочих мест, увеличив штат сотрудников основных и вспомогательных производственных специальностей предприятия не менее чем на 30%. Персонал будут набирать в производственные подразделения по таким рабочим специальностям, как наладчик, шлифовщик, инструментальщик, фрезеровщик, штамповщик, оператор станков и другие.
Увеличение занятости в производственном секторе можно было бы только приветствовать, кабы не одно но. В общем случае продукция ВПК, неважно, идёт ли она на армейский склад или отправляется на экспорт, носит определённое проинфляционное влияние. Выпустившие её рабочие получат зарплату, но этим деньгам не будет сопоставлен рост товарной массы в других секторах. Конечно, 1700 человек — слишком мало, чтобы существенно повлиять на цены потребительского рынка. Но общий тренд таков.
Ещё один момент, чтобы понимать мировой контекст. Даже с учётом всех успехов, Россия сегодня продаёт столько же вооружений, сколько Франция парфюмерии и косметики, в два раза меньше, чем США продают сои, и в четыре раза меньше, чем Китай обуви. Притом что глобальный рынок вооружений совсем не резиновый...
И совершенно самостоятельный вопрос — а причём тут рискованная и недешёвая российская операция в Сирии?
Journal information