
Мы все — свидетели и участники самого большого цивилизационного перехода со времён заката Западной Римской империи. И ждать его первых результатов осталось уже недолго. Читатели Альманаха сумеют вкусить плоды этих перемен лет через 10-12. Большинство не просто доживут, я уверен, но встретят их в активном возрасте.
Есть лишь очень ничтожная вероятность, что всё пойдёт по-другому.
Многие скептически относятся к прогнозам, что к 2030 году Китай станет ведущей экономикой мира по базовым показателям. Мощь Америки кажется незыблемой. Но это будет не первый случай смены глобального экономического лидера.

Британская империя передала бремя лидерства США в первой половине прошлого века. Этот мучительный процесс сопровождался двумя мировыми войнами, которые унесли жизни десятков миллионов человек. Не выдержала его и сама Империя, потерявшая свои заморские колонии.
В итоге к последней четверти XX века экономическая власть Америки стала столь же полной, как и у Великобритании за сто лет до того. Но, как и в британском случае, это был пик, за которым начался спад. Уже к началу 2010-х доминирование США стало не столь бесспорным. А на горизонте следующего десятилетия лидер неизбежно сменится. Хочется надеяться, что без Большой Войны.
Предстоящая смена будет во многом отличной от предыдущей. Тогда, как ни крути, власть перешла от одной страны западной цивилизации к другой. Теперь её получит страна, которая не разделяет либеральные принципы, не относится с должным пиететом к свободному предпринимательству и не считает западные ценности чем-то важным.
При этом, как и в случае Америки 1970-х, экономическая власть Китая к 2030 году скорее всего будет абсолютной. По интегрированному показателю, учитывающему объём ВВП, долю в мировой торговле и трансграничных потоках капитала, КНР существенно опередит обоих своих преследователей вместе взятых. Самая большая загадка, как Пекин распорядится этой своей силой.
И отдельного комментария заслуживает Индия — №3 в списке самых мощных 2030 года. Бывшая английская колония, она в полной мере представляет собой азиатскую страну огромных социальных контрастов. Причём её экономический потенциал только начал реализовываться, а традиционные ценности ещё дальше от западных, чем китайские. Не исключено, что ландшафт до 2050 года будет определять уже соперничество Индии с Китаем за мировое первенство.
Западный мир тут даже и слова вставить не сможет... если останется приверженным ценностям невоенного урегулирования глобальных противоречий. А в ином случае — даже думать страшно.
Каково это будет белым людям жить под властью Большого жёлтого господина?
Journal information