Фигурально выражаясь, 45-й президент США Дональд Трамп свою страну и почти половину мира лишил покоя. Вот уже 44-й день его президентства близится к завершению, а сторонники и противники нынешнего хозяина Белого дома продолжают митинговать и спорить друг с другом, словно в первый день объявления результатов. И на широком пространстве государств, от Латинской Америки до Европы и Юго-Восточной Азии продолжаются беспокойные гадания на тему who is mr Trump.
Но это ещё цветочки. Тогда как ягодки – уже на подходе.
Сама Америка при Трампе уже начала лишаться главного. Исследовательский тинк-тенк The Economist Intelligence Unit в своём свежем Индексе демократии, основанном на данных за прошлый год, лишил Соединённые Штаты статуса полноценной демократической страны.
EIU измеряет состояние демократии в более чем 160 странах по всему миру на основе таких оценочных критериев, как прозрачность избирательных процессов и состояние гражданских свобод, функционирование правительства и степень доверия к нему, политическая вовлечённость граждан и уровень политической культуры. Рейтинг во многом несовершенный и частично субъективный в отношении отдельных стран, поскольку базируется на усреднённых экспертных оценках и опросах. Тем не менее, он достаточно чётко улавливает общие тренды.
И сейчас уловил, что популярность демократической формы правления снижается во всём мире. Средняя глобальная оценка демократичности в 2016 году упала до 5,52 балла по сравнению с 5,55 в 2015 году. Сами по себе эти цифры мало о чём говорят, но проявления видны невооружённым глазом – рост популизма, снижение доверия к избирательным процедурам, повышение популярности правых партий. Чем-то это состояние напоминает последствия Великой Депрессии 1930-х, на фоне которых в целом ряде стран мира к власти пришли фашисты. И, как напоминает учебник истории, пришли демократическим путём.
Довольно интересно, кстати, выглядит нынешний список самых-самых демократичных стран. Первое место удерживает Норвегия, за ней следуют Исландия и Швеция, в десятку входят Новая Зеландия, Дания, Канада, Ирландия, Швейцария, Финляндия и Австралия. Из перечисленных государств только Канада входит в Топ-10 крупнейших экономик планеты, Австралия и Швейцария находятся в 20-ке. Иначе говоря, уровень экономической мощи и степень демократического развития очень мало связаны между собой. Демократия не помогает строить сильную экономику и наоборот.
Другой примечательный момент – 2/3 самых демократичных относятся к северным странам, где очень силён социальный компонент в государственной политике. И 2/3 сконцентрированы в Европе, а три оставшиеся унаследовали свою нынешнюю демократичность от павшей Британской Империи с её вековыми парламентскими традициями. То есть, демократия – это всё же европейский феномен, и совсем не факт, что она подходит другим странам с совершенно другой историей.
Возвращаясь к произошедшему по воле EIU лишению США многолетнего права называться цитаделью демократии. Это ведь ещё и большой вызов для американской внешней политики, которая во многом строилась на экспорте демократических ценностей. Теперь, когда сама Америка признана страной ущербной (flawed) демократии, её моральный авторитет по части полунасильственной демократизации третьего мира поставлен под сильное сомнение.
Возможно, ещё не все в американском истеблишменте осознали этот момент, который сулит стать переломным.
Но Дональд Трамп отрефлексировал его достаточно чётко, выстроив свои избирательную программу вокруг прагматичных реформ внутренней жизни и заключения парадоксальных сделок во внешнем мире. Вопрос в том, дадут ли ему выполнить обещанное – самая демократичная система власти пока что демонстрирует удивительную негибкость и полное пренебрежение к мандату избирателей.
А вам станет легче жить, если Америка перестанет насаждать демократию по всему миру?
Journal information