А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О безумно высокой цене привлекательно дешёвой нефти



Поговаривают, что уже недалёк тот день, когда электромобили, ветряки и солнечные батареи окончательно низведут нефтяные цены на уровень плинтуса. Оптимисты верят, что это произойдёт уже к 2030-м годам. Дивно чистый, свободный от выхлопных газов и оборзевших диктаторов, новый ненефтяной мир – что может быть лучше?

Надежды на такое радужно светлое будущее, в котором нет места иранским аятоллам и путинской России, греют сердца и души многих и многих, особенно в ближнем зарубежье. Но вот вопрос: учитывают ли надеющиеся на такой расклад все аспекты перехода к жизни при запредельно дешёвой нефти? И смотрят ли они на тёмные стороны избавления от чёрного золота?

Речь пойдёт не только о социальных издержках крушения нефтезависимых режимов в таких странах,
как Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия или, как надеются некоторые, Россия. Допустим, что человечество, в целом справившееся с последствиями краха советского блока, сумеет изобрести рецепт, как и здесь обойтись без кровавых драм и региональных войн. Но есть проблемы посерьёзнее.

Нефтяная индустрия – это совсем не только буровые вышки, насосы-качалки и морские платформы. Это ещё и огромный танкерный флот, колоссальная по масштабом сеть нефтепроводов и прочая обслуживающая инфракструктура. Существует и кормится она тоже за счёт отчислений от рыночной цены условной нефтяной бочки.

Сейчас денег на её содержание, реновацию и модернизацию кое-как хватает. Хотя есть некоторые исследования, которые связывают рост аварийности на нефтепроводах с предыдущими периодами снижения нефтяных цен. Но в целом компании-операторы достойно поддерживают жизнеспособность всего этого обширного хозяйства, избегая глобальных аварий и крупных катастроф.

Однако всё может измениться, если нефтяные прибыли быстро и резко сократятся. Если правила игры в отрасли останутся неизменными, затяжной и глубокий спад цен на нефть повлечёт за собой и жестокую резку бюджетов на содержание сопутствующей инфраструктуры. Допустим, с консервацией и выводом из эксплуатации нерентабельных нефтяных скважин их владельцы ещё худо-бедно справятся. С трубопроводами будет сложнее. С одной стороны, даже просто разобрать и порезать их на металл – удовольствие не из дешёвых, учитывая необходимость избегать экологических катастроф в процессе.

С другой стороны, нефтепереработка и нефтехимия останутся и в новом ненефтяном мире. Ибо человечество давно и плотно подсело на зависимость от пластика, синтетики, искусственных материалов и т.п. То есть, транспортная инфраструктура от скважины до завода должна будет сохраниться в каком-то виде, причём не сильно отличным от нынешнего.

Но если цены на нефть рухнут в одночасье, то откуда нефтяная отрасль возьмёт необходимые средства на поддержание жизнеспособности этого обширного хозяйства? Причём речь идёт о колоссальных суммах, исчисляемых триллионами долларов ежегодно.

Понятно, что у инвесторов не будет резона вкладываться в предприятия, живущие на грани рентабельности. То есть, привлекать деньги с рынка у операторов нефтетранспортной инфраструктуры не получится. Остаётся рассчитывать на спасительное вмешательство государства. Но в государственных бюджетах нефтезависимых стран уже сейчас полным-полно проблем. А дальше – при дешёвой нефти – будет только хуже. Особенно с учётом расширяющегося бремени социальных расходов, связанных в том числе с ростом продолжительности жизни и старением населения.

Как альтернатива, скинуться придётся тем, кому нефть, условно говоря, и даром не нужна. Например, потребуется вместо нынешних субсидий вводить дополнительные налоги на электромобили. Парадокс? Ничуть не больший, чем обсуждаемый сейчас целевой налог на роботов, средства от которого пойдут на выплаты базового дохода всем пострадавшим от роботизации. Штука только в том, что решать все эти проблемы придётся одновременно и параллельно. И не факт, что рост налогового бремени поможет справиться со всеми новыми вызовами. Тем более, что их реальные масштабы могут оказаться куда больше, чем видится сейчас.

По-видимому, более реалистичный вариант состоит в том, чтобы не подталкивать, а замедлять переход к миру, где нефть будет почти бесплатной. Пересмотреть политику субсидирования «зелёной» энергетики. Ограничивать выдачу лицензий на нефтедобычу. Создавать, пока для этого ещё есть доходная база, специальные фонды поддержания нефтяной инфраструктуры. Возможно даже регулировать цены. И готовиться, совместно готовиться к решению вороха технологических, экономических и социальных проблем, вызванных предстоящим удешевлением «чёрного золота».

Звучит не так романтично и обнадёживающе?

Возможно.

Однако если это позволит избежать крупных экологических, техногенных и социальных катастроф в будущем, плата за утерянную романтику не выглядит запредельной или неприемлемой. В конце концов, за всё хорошее приходится платить так или иначе. И кто, по вашему мнению, должен заплатить за то, чтобы переход к эре дешёвой нефти прошёл спокойно и гладко?

Tags: власть, государство, инвестиции, капитал, нефть, прогноз, промышленность, реформы, рынки, цены
Subscribe

Posts from This Journal “прогноз” Tag

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 863
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “прогноз” Tag