У бизнесмена Илона Маска тяжёлый характер и репутация человека, лёгкого на обещания. Но это не мешает многим боготворить его за нынешний бум в электромобилях. Как и сами электромобили, впрочем. С ними прогрессивно мыслящие личности связывают надежды на скорые похороны современных дерзких петрократий. Мол, как только электрокары потеснят авто с ДВС, мировое потребление нефти резко упадёт и тогда зашатаются многие троны.
Осталось лишь немного – лет 15-20 подождать...
Надо заметить, это заблуждение, отводящее электромобилям ведущую роль в сокращении нефтяного спроса, весьма популярно. Одни разделяют его с радостью, другие с тревогой. Но независимо от сопроводительных эмоций, оно всё равно остаётся искажением реальности.
В отличие от пользователей Живого Журнала, большинство нефтяных компаний с оптимизмом смотрят в нефтяное будущее. По их прогнозам, мировой спрос на #нефть продолжит расти в среднем за последние 10 лет темпе. И к 2040 году вырастет примерно на 10% от текущих уровней. Международное энергетическое агентство намного скромнее в ожиданиях. Но рост видит и оно.
В свою очередь, энтузиасты электромобилестроения полагают, что все эти прогнозы грешат субъективизмом. Ибо не учитывают электромобильного бума.
Здесь тоже никуда не деться от прогнозов. Например, прогнозируется, что #продажи электромобилей будут расти в мире ускоренными темпами. И вырастут почти в 20 раз менее чем за 15 лет.
Поскольку около 60% потребления нефти обеспечивает транспорт, этот взрывной рост обернётся сокращением глобального спроса на 5,2 млн баррелей в день, согласно прогнозу МЭА.
Это солидный недобор, честно говоря. Тогда в чём же заблуждаются сторонники электрокаров?
В том, что #электромобиль не только не единственный, но даже не самый крупный источник потенциального снижения спроса на нефть.
Так, мировые автопроизводители тоже не сидят, сложа руки. Они упорно работают над повышением эффективности и экономичности ДВС, а также задействуют другие ресурсы для снижения потребления моторного топлива. Например, умные навигационные технологии позволят водителям грузовиков сократить расстояния при перевозках, в то время как улучшения в части аэродинамики дадут автомобилям возможность проезжать дальше при меньшем расходе топлива.
Параллельно ведётся работа над применением иных видов топлива на транспорте. Одни делают ставки на водородные двигатели, другие – на гибриды, третьи ставят на #биотопливо. Есть ещё четвёртые, пятые, десятые категории проектов по сокращению нефтяного потребления.
В итоге, если агрегировать все три источника снижения нефтяного спроса, картина получится такой.
Конечно, нельзя не заметить, что настоящая движуха начинается после 2020 года. То есть, за горизонтом реального прогнозирования. Вместе с тем подобная футурология не отменяет, а лишь подчёркивает тот факт, что совсем не электромобили загасят спрос на нефть. Более того, часть её потребления может перетечь в энергетику: электрокарам нужен ток из розетки в любое время суток и при любой погоде, а солнечные панели и ветряки пока не отличаются устойчивостью выпуска. Мазут же – вполне себе топливо для ТЭС, что бы ни говорили зелёные.
А вы считаете электромобили главной угрозой нефтяному благополучию?
Journal information