Эта грусть – не тоска по Великой Космической Державе, распавшейся через 30 лет после старта «Востока». Это – тоска по утрате человечеством космического мироощущения.
На заре прошлого века родоначальник космонавтики К.Э.Циолковский предрекал: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Казалось, полет Ю.А.Гагарина – лишь первый шаг к осуществлению великой мечты калужского гения. Вышло же так, что он оказался едва ли не последним.
Человечество забросило космос. Взяв на вооружение извечное «все мельчает!», оно оставило макромир и углубилось в микро-. Появились суперчипы, нанотехнологии, клонирование и стволовые клетки. Построена Всемирная паутина и изобретена мобильная связь. Расшифрован геном человека и запущен большой адронный коллайдер. Вот-вот будут открыты двери в антимир.
Исследование микромира дает – в прямом смысле этого слова – больше, чем освоение космоса. Отправлены на свалку космические карты. Человечество сделало свой прагматичный выбор. Оно отказалось от журавля в небе ради наносиницы в руках. Вот только прагматизм и праздник – две вещи несовместные. И от этого торжества прагмы над мечтой немного грустно...
Journal information