Фото © Reuters.
Российскому президенту Владимиру Путину снова не удалось стать нерукопожатным на очередной тусовке мировых лидеров. Вопреки ожиданиям некоторых читателей, надо сказать.
И в целом это говорит, что Россия остаётся в братской семье цивилизованных наций...
Как минимум по одному ключевому для Большой двадцатки параметру.
Дефицит российского бюджета остаётся в цивилизованных нормах. И это — хорошо.
Потому что небольшой бюджетный дефицит в принципе лучше строгого баланса и тем более — профицита. Последний означает, что государство либо слишком много изымает из экономики, либо слишком мало тратит на её развитие.
Но и баланс, т.е. бездифицитный бюджет, эта священная корова российского Минфина со времён Алексея Кудрина, совсем не благо. Отсутствие у государства необходимости занимать вредит как экономике, так и финансовой системе. Последняя остаётся без эталонных ставок, и стоимость заимствований для экономических субъектов определяется несколько волюнтаристски. Кроме того, задача исполнения бюджета на бездифицитной основе всё-таки побуждает финансовые власти тратить по году чуть меньше, зажимая выделение ресурсов бюджетополучателям, чтобы затем, в декабре, спешно осваивать казённые средства (иначе срежут).
Собственно, этим государство и отличается от частного домохозяйства. Для последнего жить в долг бывает обременительно и нерационально (не всегда, правда). А вот умеренный государственный долг позволяет без проблем финансировать основные обязательства и планы вне зависимости от колебаний конъюнктуры. Такая предсказуемость — благо для экономики и хозяйствующих субъектов.
Важно лишь не заигрываться, как в 1998 г.
А вас текущая бюджетная политика России устраивает? Жизнь в долг одобряете?
Journal information