Уже очень давно люди поняли, что лучше торговать, чем воевать. Любые ресурсы выгоднее купить занедорого, чем завоёвывать рискованно.
Даже в России это понимают. И торгуют всем, на что есть спрос. Невзирая на ухудшение международной конъюнктуры и обострение геополитической обстановки. Даже с потенциальным противником торгуют, как вскоре будет показано.
Причём не слишком-то и торгуются.
Оборотной стороной этой медали выступает зависимость от внешней торговли. В среднем страны мира зависят от неё чуть менее, чем наполовину ВВП. Америка – примерно на треть. Россия – между 1/2 и 2/3.
Но это ещё не всё.
Очень показательно, как внешняя торговля разделяется по странам: диверсификация ведь здесь, как и везде, сокращает риски, концентрация – усиливает.
В этом контексте, российский экспорт заметно сконцентрирован на ЕС.
У США экспорт весьма широко диверсифицирован.
У Германии основная торговля сконцентрирована внутри ЕС. При этом немцы при любых раскладах ухитряются оставаться в профите.
Китайцы, хотя и экспортируют в США заметно больше, чем в любые другие страны и блоки, имеют в целом диверсифицированную географию внешних поставок.
Ну а Бразилия по степени концентрации/диверсификации чем-то напоминает Россию. И там тоже нелады с экономикой.
При этом основу российских внешнеторговых поставок, несмотря на рост государственных вложений в ОПК и торговлю оружием, составляют нефть, газ, металлы и другое сырьё. На них приходится почти 80% экспорта.
Пространные комментарии, наверное, излишни. А кто помнит, сколько лет Россия пытается диверсифицировать свои продажи за рубеж? Но воз и ныне там...
Думаете, всё дело в нынешнем президенте?
Journal information