А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О послушных недоучках для «экономики знаний» по-русски

Education

Один мой приятель-банкир ноет, что с каждым годом ему всё сложнее находить кандидатов на стажировку в аналитический центр его банка. Потому что молодёжь разучилась думать самостоятельно – творчески, нешаблонно, дерзко, широко. А без этого в аналитической работе никак.

И если десять лет назад приятель отбирал для себя в среднем одного старшекурсника профильного вуза из пяти, причём брал лучшего, то теперь ему приходится перебрать 10-15 кандидатов, чтобы найти минимально подходящего. Притом что условия практики шоколадные, а банк – просто мечта для любого выпускника.

Впрочем, на деградацию российской высшей школы жалуется не он один.

Общедоступное высшее образование качество кадров в России не улучшает – приходят к неутешительному выводу авторы совместного исследования Boston Consulting Group (BCG), Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures. По их мнению, новая экономика требует не только теоретических знаний и компьютерных навыков, но и творческого, аналитического мышления, умения работать в условиях неопределённости. Между тем, нынешняя система образования ориентирует молодых людей на техническую и рутинную работу — учит действовать согласно инструкциям.

Впрочем, это двусторонний процесс. Большинство россиян утверждают, что стремятся к стабильности и предпочли бы работать в бюджетном секторе или государственных компаниях. Именно разросшийся госсектор привёл к тому, что структура производственных задач всё больше наполняется рутиной – в отличие от развитых стран.

Knowledge

В свою очередь, высшая школа подстраивается под этот двойной спрос. Об этом уже в открытую говорят те, кто внутри системы.

Цель нынешней системы высшего образования заключается вовсе не в подготовке квалифицированных специалистов, а в формировании определённого типа сознания людей, – считает профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. Наши вузы формируют человека, который должен быть максимально управляемым. Не только в смысле своей экономической деятельности, но и в самом широком смысле. С этой точки зрения, система высшего образования — это конвейер для выпуска, простите за резкость, дураков. Я не первый год наблюдаю картину: когда человек приходит на первый курс вуза, он вроде бы ещё размышляет, задаёт какие-то вопросы. Но к окончанию университетского курса средний студент, как правило, дуреет. Он начинает мыслить стереотипно, и видеть мир словно через узкое окошко. Словом, нынешняя система высшего образования не формирует, а уничтожает человека

И если это говорит представитель витрины отечественной высшей школы, то страшно представить,
что же происходит в вузах попроще!

С другой стороны, архаичная и отстающая экономика в большинстве случаев сама не может предложить выпускникам ничего для приложения творческих способностей. Поэтому и материальных стимулов осваивать «сложные» профессии немного. К примеру, врач в России зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. Для сравнения: в США разница составляет 261%, в Германии — 172%, в развивающейся Бразилии — 174%.

Knowledge-3a

И если сейчас «экономика знаний» в России как-то держится на старых кадрах, то что с ней произойдёт в следующие 20 лет, когда и учителей-то не останется?

Tags: Россия, бизнес, образование, общество, статистика, труд и капитал, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 4
Buy for 110 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 164 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →