Эта история несколько лет таилась под грифом «Секретно», а затем всячески замалчивалась ведущими #СМИ. Очень уж неудобная для сильных мира сего правда пронизывала её от начала и до конца. Правда о том, что реально может сделать маленький человек, если он смел и честен. И о том, что перед такими людьми бессильна даже самая сильная армия в мире.
Дело было в далёком 1999 году, когда объединённые силы #НАТО под водительством #США бомбили Югославию…
Американский военный состав с живой силой и техникой должен был проследовать по направлению к Белграду через маленькую румынскую станцию Пилешти. Не каждый эрудит сыщет её на карте. Но именно на её небольшом перроне разыгралась драма, достойная Голливуда, – если бы у режиссёров и продюсеров «фабрики грёз» нашлось бы столько мужества, сколько у одного станционного смотрителя.
48-летний (на тот момент) Флорин Патрачиу, начальник вокзала в Пилешти, дал немыслимое указание остановить натовский поезд, поскольку не обнаружил в сопроводительных документах разрешения на транзит через румынскую территорию. Видимо, кто-то из американских военных посчитал излишним соблюдать формальности какой-то там Румынии.
Поначалу американцы сочли эту остановку досадной случайностью, которую можно решить одним телефонным звонком. Но Флорин Патрачиу знал, что он прав, когда настаивает на соблюдении румынских законов, а вот его начальство, орущее матом и требующее закрыть глаза на отсутствие разрешительной документации, не право совершенно.
Состав простоял на станции четыре часа. Ни угрозы, ни уговоры не помогали. Начальник станции был непреклонен. Можно только догадываться, какими тяжёлыми были эти четыре часа в его жизни. Но в итоге его настойчивость дала плоды. Необходимые документы подвезли нарочным. И только после этого состав продолжил движение.
Однако это не вся история, а лишь её половина.
Так получилось, что через месяц после этого инцидента война в Югославии закончилась. Американцы стали выводить своих военных с территории Сербии, и снова были вынуждены проложить маршрут поезда через тот же вокзал. И состав прибыл на станцию в тот самый день, когда Флорин Патрачиу снова был на дежурстве. На этот раз американский поезд остановился на две недели. Причина была та же: у военных не имелось полного комплекта документов.
Флорин Патрачиу вспоминает: я сказал американцам, что они должны оплатить транспортные расходы в размере 20 тыс. и 37 тыс. 100 долларов. Они категорически отказались. И я сказал им твёрдо: «отсюда вы уедете только тогда, когда с документами всё будет в порядке».
В 1999 году президентом Румынии был Эмиль Константинеску, который был страшно зол, что мы во второй раз не позволили поезду НАТО спокойно пройти станцию Пилешти. Но пока они не заплатили все деньги, я не отпустил их состав. Они пробыли 14 дней на станции. Телефон мой раскалился докрасна. Но даже угрозы меня не пугали. Хотя я признаю, что боялся, но не за себя, а за членов моей семьи. Я не знал, что на самом деле произойдёт. Могли ведь и застрелить «случайно». Это было безрассудное мужество, за которое я мог бы дорого заплатить.
Впоследствии все проверки признали, что Флорин Патрачиу был прав. И не нарушил ни пункта инструкции. Поэтому он продолжил работать в прежней должности и даже получил премию в три оклада.
Эта история стала достоянием гласности в Румынии лишь через несколько лет. Известный в стране режиссёр Кристиан Немеску снял про неё фильм, который теперь почти позабыт. А сам он трагически погиб через несколько месяцев после окончания съёмок. По официальной версии – в случайном ДТП.
Любители «Fuck America!» могут насладиться самым ярким фрагментом этого фильма.
Конечно, сама эта история показывает, что армия #США старается не нарушать законы страны пребывания. Несговорчивого начальника станции всё же пытались убедить, а не расстрелять. В России наверняка с ним поступили бы иначе. Но не в этом суть.
Интересно представить, как бы могла сложиться судьба Югославии, будь каждый человек на своём месте столь же твёрд, как и Флорин Патрачиу? И что мешает этому каждому поступать по закону и совести, а не по велению начальства?
Journal information