А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О проигрыше Америки в большой гонке с Россией и Китаем

Tillerson

Давно уже госсекретарь #США Рекс Тиллерсон не был так мрачен и пессимистичен.

Я могу сказать вам, что Соединённые Штаты ужасно отстают… Мы отстаём от многих других стран, прежде всего, от Китая и России в сфере, которая с разных точек зрения – экономической, торговой и, безусловно, с точки зрения национальной безопасности – жизненно важна для Америки. Практически, мы уже опоздали к игре, – заявил глава американской дипломатии, выступая перед широкой аудиторией экспертов, журналистов и представителей общественности в Центре Вильсона в Вашингтоне.

И это не простые слова. В некотором смысле они – золотые. Чтобы услышать их, #Россия заплатила десятки миллионов долларов и готовится заплатить ещё примерно 3 млрд долл. в период до 2025 года.

Речь, если кто не догадался, идёт об освоении Арктики. По мнению целого ряда крупных учёных, это работа на перспективу. И речь не столько о добыче природных богатств региона, которая в условиях ожидаемой стагнации мировых цен на #нефть и газ оказывается не слишком рентабельной. Основная гонка идёт за контроль над Северным морским путём. Потепление климата и таяние арктических льдов делают этот способ транспортировки грузов между Европой, Азией и Северной Америкой всё более привлекательным с точки зрения экономии времени.

Высокую активность здесь демонстрирует #Китай. В этом году ему удалось провести явно устаревший (построенный ещё во времена #СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути – к счастью для китайцев, лёд в районе прохождения судов был тонким. Признав эксперимент успешным, в Пекине теперь всерьёз подумывают об усилении своего присутствия в регионе. Ледокольный флот китайцы уже наращивают, кстати. По данным Исследовательской службы Конгресса, в #КНР есть три легких ледокола, и ещё как минимум один находится в стадии строительства.

Конечно, это мизер в сравнении с 40 ледоколами России, в число которых входят и четыре тяжёлых. На этом фоне состояние американского ледокольного флота вполне может нагнать тоску на выходца из бизнеса Рекса Тиллерсона. В настоящее время Береговая охрана США располагает тремя ледоколами, и Национальный научный фонд владеет ещё одним. Но только два из них реально в строю: тяжёлый ледокол «Полярная звезда» и средний «Хили». При этом «Звезда» практически выработала свой ресурс и жизнь в ней едва теплится.

Немудрено, что госсекретарь США был так мрачен.

С другой стороны, освоение Арктики – это всё ещё венчурный проект, по сути. Северный морской путь при нынешних климатических условиях эксплуатируется с околонулевой рентабельностью. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. Добыча нефти на шельфе коммерчески оправдана при мировых ценах выше 70 долл. за баррель, а для некоторых районов точка безубыточности лежит выше 100 долл. И строительство новых тяжёлых ледоколов, способных проходить по Севморпути в гораздо более трудных ледовых условиях, чем предшественники, экономически нецелесообразно сейчас. А делать ли ставку на потепление климата – большой вопрос.

Но есть и третья точка зрения. Освоение Арктики – это как покорение Космоса. Если бы мы ещё в сороковые годы XX века не вкладывали в ракетостроение, то СССР безнадёжно отстал бы от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то в будущем им с удовольствием будут пользоваться другие. Те же китайцы и американцы радостно поделят его на двоих.

Пока что на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено 190 млрд руб., причём основная часть этой суммы будет выделяться после 2020 года. Эти #деньги не самые великие, но и не маленькие. Тратить ли их на государственный престиж и туманные перспективы, или вложить во что-то более осязаемое, вопрос сложный.

И есть ещё невесёлая параллель с освоением Космоса. Да, Советский Союз был здесь лидером, а вот нынешняя Россия уже не выдерживает конкуренции не только с амбициозными новыми космическими державами, такими как #Индия и Китай, но и с частными компаниями типа SpaceX. И связано это как с экономическими провалами 1990-х, так и с провальным менеджментом в путинской вертикали 2010-х, где лояльность становится важнее профессионализма.

Последнее обстоятельство едва ли изменится в обозримой перспективе. И где гарантия, что арктические деньги не сгорят так же, как запущенные с «Восточного» спутники в атмосфере Земли?

Кстати, а вы бы одобрили сейчас вложение бюджетных денег в арктические проекты?

Tags: #Индия, #КНР, #Китай, #Россия, #СССР, #США, #деньги, #нефть, Китай, Россия, США, бюджет, геополитика, государство, конкуренция, нефть, промышленность, протекционизм, транспорт, финансы
Subscribe

Posts from This Journal “геополитика” Tag

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 863
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 221 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “геополитика” Tag