Давно уже госсекретарь #США Рекс Тиллерсон не был так мрачен и пессимистичен.
Я могу сказать вам, что Соединённые Штаты ужасно отстают… Мы отстаём от многих других стран, прежде всего, от Китая и России в сфере, которая с разных точек зрения – экономической, торговой и, безусловно, с точки зрения национальной безопасности – жизненно важна для Америки. Практически, мы уже опоздали к игре, – заявил глава американской дипломатии, выступая перед широкой аудиторией экспертов, журналистов и представителей общественности в Центре Вильсона в Вашингтоне.
И это не простые слова. В некотором смысле они – золотые. Чтобы услышать их, #Россия заплатила десятки миллионов долларов и готовится заплатить ещё примерно 3 млрд долл. в период до 2025 года.
Речь, если кто не догадался, идёт об освоении Арктики. По мнению целого ряда крупных учёных, это работа на перспективу. И речь не столько о добыче природных богатств региона, которая в условиях ожидаемой стагнации мировых цен на #нефть и газ оказывается не слишком рентабельной. Основная гонка идёт за контроль над Северным морским путём. Потепление климата и таяние арктических льдов делают этот способ транспортировки грузов между Европой, Азией и Северной Америкой всё более привлекательным с точки зрения экономии времени.
Высокую активность здесь демонстрирует #Китай. В этом году ему удалось провести явно устаревший (построенный ещё во времена #СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути – к счастью для китайцев, лёд в районе прохождения судов был тонким. Признав эксперимент успешным, в Пекине теперь всерьёз подумывают об усилении своего присутствия в регионе. Ледокольный флот китайцы уже наращивают, кстати. По данным Исследовательской службы Конгресса, в #КНР есть три легких ледокола, и ещё как минимум один находится в стадии строительства.
Конечно, это мизер в сравнении с 40 ледоколами России, в число которых входят и четыре тяжёлых. На этом фоне состояние американского ледокольного флота вполне может нагнать тоску на выходца из бизнеса Рекса Тиллерсона. В настоящее время Береговая охрана США располагает тремя ледоколами, и Национальный научный фонд владеет ещё одним. Но только два из них реально в строю: тяжёлый ледокол «Полярная звезда» и средний «Хили». При этом «Звезда» практически выработала свой ресурс и жизнь в ней едва теплится.
Немудрено, что госсекретарь США был так мрачен.
С другой стороны, освоение Арктики – это всё ещё венчурный проект, по сути. Северный морской путь при нынешних климатических условиях эксплуатируется с околонулевой рентабельностью. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. Добыча нефти на шельфе коммерчески оправдана при мировых ценах выше 70 долл. за баррель, а для некоторых районов точка безубыточности лежит выше 100 долл. И строительство новых тяжёлых ледоколов, способных проходить по Севморпути в гораздо более трудных ледовых условиях, чем предшественники, экономически нецелесообразно сейчас. А делать ли ставку на потепление климата – большой вопрос.
Но есть и третья точка зрения. Освоение Арктики – это как покорение Космоса. Если бы мы ещё в сороковые годы XX века не вкладывали в ракетостроение, то СССР безнадёжно отстал бы от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то в будущем им с удовольствием будут пользоваться другие. Те же китайцы и американцы радостно поделят его на двоих.
Пока что на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено 190 млрд руб., причём основная часть этой суммы будет выделяться после 2020 года. Эти #деньги не самые великие, но и не маленькие. Тратить ли их на государственный престиж и туманные перспективы, или вложить во что-то более осязаемое, вопрос сложный.
И есть ещё невесёлая параллель с освоением Космоса. Да, Советский Союз был здесь лидером, а вот нынешняя Россия уже не выдерживает конкуренции не только с амбициозными новыми космическими державами, такими как #Индия и Китай, но и с частными компаниями типа SpaceX. И связано это как с экономическими провалами 1990-х, так и с провальным менеджментом в путинской вертикали 2010-х, где лояльность становится важнее профессионализма.
Последнее обстоятельство едва ли изменится в обозримой перспективе. И где гарантия, что арктические деньги не сгорят так же, как запущенные с «Восточного» спутники в атмосфере Земли?
Кстати, а вы бы одобрили сейчас вложение бюджетных денег в арктические проекты?
Journal information