А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О веских причинах для "бедных" переплатить за iPhone

iPhone7 Store

По дороге из аэропорта попался таксист-эрудит. Услышав, что прилетел я из Америки, он принялся с жаром рассуждать, как здорово, когда новенький iPhone можно взять за 220 долл., а старенький вообще даром – в нагрузку к контракту мобильного оператора. Тогда как россияне вынуждены покупать престижный девайс за пару месячных зарплат.

В принципе, названная таксистом сумма оказалась удивительно близкой к популярной в Рунете реальной стоимости айфона. Конкретно по седьмому его релизу эксперты насчитали ровно 219 долларов и 80 центов.

Но и это ещё не вся правда.

Покомпонентный расклад стоимости iPhone 7 с 32 ГБ памяти приведён здесь. Упаковка и тестирование добавят к этой сумме ещё долларов пять с небольшим. Впрочем, здесь не учтены роялти, расходы на НИОКР, траты на ПО, маркетинг и прочий брендинг. Как сказал глава Apple Тим Кук, он ни разу не видел оценку стоимости #iPhone, которая была бы хоть немного близкой к действительности, причём в подавляющем большинстве случаев она вообще страшно далека от реальности.

Но это и не так интересно, наверное. Куда показательнее вот такое международное сравнение.

iphone_prices_n

Яндекс-маркет показывает, что для России оценка Statist'ы более-менее адекватна.

iphone_prices_ya

Итак, Турция, Бразилия и Россия вполне заслуженно возглавили рейтинг стран с самыми дорогими айфонами. При этом среднедушевые доходы (с поправкой на покупательную способность доллара) в России были на уровне 686 долл., в Турции 756 долл., в Бразилии – 758 долл. Крайне скромно, если сравнивать с 3258 долл. США или 2961 долл. Великобритании, где iPhone 7 сильно дешевле.

Казалось бы странно, что дороже всего эти устройства стоят именно там, где меньше платежеспособный спрос в силу более низких доходов населения. Но причины этой странности обретают реальный вес, если посмотреть на три ключевых составляющих цены любого устройства на внешнем рынке – #налоги, риски и #маркетинг.

Например, ввозные пошлины и налоговые сборы добавляют к цене iPhone до 20%. Ещё 10-15%премия за риск, причём тот не ограничивается только курсовым. #Коррупция, правовой беспредел, слабая защищённость бизнеса, абсолютно безнадежная логистика и ещё целый ворох проблем на пути от завода к прилавку – всё это сильно увеличивает финальный чек для покупателя.

Кстати, о коррупции. Терпимое к ней отношение в небогатых странах связывают с одним популярным заблуждением. Дескать, повышенная продажность мелких чиновников позволяет бизнесмену сокращать издержки, увиливая от законных платежей в казну, и оттого серый товар выходит для рядового покупателя подешевле белого при тех же ТТХ. В реальной жизни, во-первых, экономия конкретного бизнеса на пошлинах и налогах оказывается ощутимо меньше, чем теряют бюджеты, поскольку коррупционные цепочки оттягивают на себя минимум половину честно сэкономленного. Во-вторых, любой предприниматель в такой схеме мотивирован не делиться с конечным потребителем этой экономией, а напротив, драть с него по-максимуму: понимание, что в игре с государством прежние связи, а вместе с ними и налаженный бизнес, могут рухнуть вмиг из-за перемены лиц в чиновных креслах, стимулирует всячески увеличивать маржу, пусть даже и в ущерб долгосрочным перспективам. И, в-третьих, коррупция способствует монополизации конкретных сегментов рынка в пользу особо приближённых игроков, что также не на руку простому покупателю. Монополия – это всегда завышенный ценник.

Иными словами, отсутствие адекватных и работающих рыночных институтов и правовых механизмов или их крайняя слабость оборачиваются в конечном счёте дополнительными поборами с потребителей. А поскольку в наибольшей степени это относится к малоразвитым и бедным экономикам – либо же они слабы и бедны по причине отсталости институтов, – то картина складывается ровно такой, какой рисует её приведённая выше диаграмма.

И есть ещё один момент. Нельзя не признать, что умелая маркетинговая политика Apple создаёт именно у жителей небогатых стран, где сильно развито статусное потребление, нестерпимый зуд в ладонях на предмет покупки престижного девайса. Да такой сильный, что некоторые готовы и на долговую кабалу, и на Бог весть какую переплату, лишь бы заиметь этот агрегат. Особенности азиатского и латиноамериканского менталитета, наверное...

Может быть, это и правильно – так дорого брать с туземцев за стекляшки? Может, назвать это разумной платой за жёсткие уроки национального взросления и премудрую науку финансового счетоводства, в конце концов? Вы ведь не станете думать, что Тим Кук & Co. наживаются просто так?

Tags: #iphone, #Коррупция, #маркетинг, #налоги, коррупция, маркетинг, рынки, статистика, технологии, цены, экспорт, эффект толпы
Subscribe

Posts from This Journal “цены” Tag

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 864
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “цены” Tag