Социологи теперь утверждают, что #Россия их удивляет. Какие бы эксперименты ни ставились над русским человеком, он всё равно остаётся непоколебимым оптимистом с твёрдой верой в Судный день.
Как пишут современные исследователи общественных настроений, во время экономического подъёма 2000-2017 годов Россия бурно развивала экономику, укрепляла финансовую #стабильность и приобрела статус энергетической сверхдержавы… В итоге #рубль стал вызывать у россиян больше доверия, чем американский #доллар. Что и вправду удивительно с учётом печального опыта двух конфискационных денежных обменов, четырёх масштабных девальваций и целой череды банкопадов.
Но с цифрами не поспоришь.
По данным ВЦИОМ, у россиян сократились запасы иностранной наличной валюты. Сейчас запас долларов и #евро на руках у жителей России вчетверо меньше (относительно размера экономики), чем в 2001 г. Соотношение между объёмами наличной инвалюты под подушкой у населения и размером ВВП снизилось с 15,9% в 2001 г. до 3,8% в 2017 г.
И уже две трети россиян верят рублю.
С другой стороны, голосуют кровным рублём за национальную валюту россияне всё же не так активно. Совсем не рублёвая наличка и даже не рублёвые вклады называются ими в качестве надёжных инструментов сбережения.
Нелишне вспомнить, что российские #цены на #недвижимость долгое время формировались в долларах, да и сейчас рублёвые ценники выставляются с оглядкой на обменный курс. Ничуть не менее примечателен и ещё один момент.
Судя по опросам, уровень доверия российскому рублю больше чем вчетверо выше, нежели американскому доллару. С другой стороны, разрыв между накоплениями в наличных рублях и сбережениями в наличной инвалюте — менее чем двукратный. И хотя ЦБ рапортует о снижении доли валютных вкладов населения (с 19% в конце 2014 г. до 14% в середине 2017 г.), эти цифры не учитывают эффект укрепления нацвалюты за тот же период. А самые умные предпочитают о своих инвалютных счетах скромно помалкивать.
Те есть, в теории-то россияне рублю верят, но вот на практике этой веры — ни на грош.
Отсюда вопрос: а вы рублю верите?
Journal information