А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

О конкуренции и бизнесе

Что бы ни говорили адепты либеральной рыночной экономики, реальный бизнес бежит от конкуренции, как черт от ладана. Что способен взять бизнесмен с конкурентного рынка? Среднерыночную маржу – 5-10-15%? Скучно это и очень мало.

Идеал бизнеса – монополия. То место, где он и есть – рынок. Там уж дери с клиента, сколько совесть позволяет, и не думай ни о чем.

Понятно, что такой сладкой жизни жаждут все бизнесмены. Самые ловкие и пронырливые получают статус «естественных» монополий, либо монополизируют свое положение на рынке более-менее честным путем. Например, «договариваются» с чиновниками, и те ставят рогатки на пути конкурентов. Или выращивают свой бизнес до таких масштабов, что порог входа в него становится для других игроков неприемлемо высоким.

Но этот рецепт – для единиц. А что делать остальным, чтобы избежать конкуренции? Да действовать в том же духе, что и герой рассказа Г.К.Честертона «Сломанная шпага». Помните?
– Где умный человек прячет лист?
– В лесу?
– А если поблизости нет леса?
– Он сажает лес…


Что это значит применительно к теме поста? Умный бизнесмен сам создает свой собственный рынок, где он будет королем и монополистом. И пусть это будет даже крохотный рыночек, но – полностью подконтрольный. Давным-давно один неглупый человек сказал: лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Правда, со временем он стал первым и в Риме…

На практике способов создания собственного рынка – вагон и маленькая телега. Например, можно сделать классный продукт, аналоги которого выпущенные другими будут выглядеть в глазах потребителей жалким эпигонством. Скажем, есть рынок смартфонов, но есть и рынок Айфонов. На последнем вся конкуренция – между iPhone 4G и iPhone 4G+. И пусть HTC, LG и Samsung бодаются между собой на первом рынке, Apple они не помеха.

Ок, допустим, не всем даны мозги и чутье Стива Джобса. Но к их услугам – целая армия маркетологов, бизнес-тренеров, рекламных гуру и т.п. с неизменным девизом «Отстройся от конкурента». В переводе на нормальный язык – сделай что-то, чтобы для своих покупателей стать «светом в окошке», и будет тебе счастье. Будет монопольный рынок, собранный из приверженцев твоего Продукта.

То есть, все 50 с лишним тысяч приемов какого угодно маркетинга, хоть классического, хоть партизанского, работают на одно. На превращение бизнесмена в того волшебника, который в глазах людей единственный и способен решить их проблемы. На превращение его в Монополиста.

И даже лучше, что этот монополизм – воображаемый. Во-первых, нет ничего прочнее человеческих стереотипов, любой психолог скажет. Во-вторых, к такому «идеальному» монополисту – в отличие от «естественного» – никакой ФАС не прицепится.

PS Да, я понимаю, что для действующих бизнеменов никакого открытия тут нет, но хоть студентам пригодится. А то плешь им разговорами о монополистической конкуренции проели, а вот как приложить ее к реальному бизнесу, объяснить забыли...
Tags: бизнес, бизнес-тренинг, конкуренция, маркетинг, мысли
Subscribe
promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 689
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments