Пожалуй, нет более пагубной, более порочной и более лицемерной идеи, чем эта. Всеобщая справедливость. Или просто Справедливость.
Т.н. «справедливость» всегда настолько сиюминутна и субъективна, что априори не может иметь ни меры, ни эталона. Вспоминаются рассуждения одного зека: Вот, прикинь, судят меня за гоп-стоп. Судья выносит мне пятерик, и ей этот приговор кажется верхом справедливости: мол, воздали рецидивисту по заслугам. По глазам терпилы, вижу, что ему это все представляется несправедливо мягким. Его б воля, он бы меня вообще на Луну отправил. А я думаю: ну что за несправедливость, блин, из-за какого-то лопатника, в котором и пятихатки-то не было, пять лет на зоне чалиться…
Но субъективность – полбеды. Беда в том, что т.н. «справедливость» обычно до крайности эгоистична и лицемерна. Знакомый журналист, светила еще советской публицистики рассказывал: Напечатала как-то раз «Комсомолка» мою статейку на тему социальной справедливости. Как водится, провозят мне через некоторое время пару мешков читательских писем. Пиши, дескать, продолжение. Читаю я эту груду, читаю – все ищу, вдруг хоть один найдется, кто напишет: «Вы правы, дорогой автор, со справедливостью у нас проблемы, к примеру, я получаю несправедливо много, заберите у меня излишки и отдайте тем, кого справедливостью обошли». Не-а. Матросовых не нашлось, чтоб грудью на амбразуру. Да что там Матросовых! Ни одного письма, где читатель сказал бы: «Вы не правы, дорогой автор, со справедливостью у нас все в порядке, к примеру, я получаю зарплату по справедливости, чего и Вам желаю». Нет!!! Все до одного письма были, как под копирку: «Вы правы, дорогой автор, со справедливостью у нас проблемы, и я получаю несправедливо мало, тогда как другой – несправедливо много; чтобы справедливость восторжествовала, надо у него отнять, а мне добавить».
Может, ну их к чертям собачьим, все эти никчемные стенания по поводу справедливости? Мир вокруг устроен до крайности справедливо, если понимать под этим хотя бы и такую банальщину: каждый, в конце концов, получает по заслугам. И если кому-то кажется, что этот вывод в каком-то конкретном случае не верен, ей-ей, стоит либо уточнить конечны оценки, либо пересмотреть исходные посылки.
Мир – справедлив.
Аминь!
Journal information