Рассказываю слушателям о пассивных инвестициях. Говорю, мол, так и так, неискушенным инвесторам нет смысла изобретать велосипед и искать Грааль, чтобы обрести финансовую свободу. Для них более чем достаточно тех возможностей, которые предоставляет портфельная теория. Главное – действовать осознанно и дисциплинированно.
Тут вдруг «с Камчатки» возникает бледнолицый вьюнош с горящими глазами и торопливо так говорит. Мол, послушайте, уважаемый гуру, но если Вы призываете не изобретать велосипед, Вашим подопечным, которых Вы усаживаете за древний трехколесный драндулет, только и останется, что с завистью наблюдать, как мимо них по дороге к богатству и процветанию на гоночных машинах проносятся те, кому хватило ума не глотать пыль с обветшавших книжных страниц, а изобрести нормальную торговую стратегию.
Нормально, да? Всегда, блин, найдутся этакие умники, готовые при минимуме собственных знаний с большим апломбом кого-нибудь срезать. Еще Шкушин такой тип людей колоритно так описал в своих гениальных рассказах.
Но я тоже не лыком шит. Отвечаю. Да, скорость вашего движения к финансовой свободе может показаться огорчительно медленной. Да, вам может показаться, что другие умники, выслушавшие другие курсы, вас обгоняют. Но если вы будете настойчиво и планомерно двигаться вперед, поверьте моему опыту, по обочинам этой дороги вы увидите немало разбитых кузовов тех самых «гоночных» машин. Знаете, со времен Древнего Рима совет festina lente нимало не утратил своей актуальности.
Словом, выкрутился мой приятель. «Срезал» обидчика. Но все-таки не покидает меня ощущение, что ответ оппоненту он доработал не до конца. Да, безусловно, каждый, кто выходит на рынок как инвестор, должен решить, что для него важнее – результат или драйв, адреналин или надежность. Да, действительно, лишь единицы из миллионов портфельных управляющих, исповедующих активные стратегии, способны систематически превосходить рынок на длинных отрезках времени.
Это все так. Но вот кажется мне, что содержавшийся в отповеди конфликтогенный посыл немалую часть целевой аудитории все-таки оттолкнул. А Ваше мнение, уважаемые читатели? Что Вы могли бы ответить «умнику»?
Journal information