Уже одно это позволяет считать габровцев грамотными маркетологами. Впрочем, в россыпях анекдотов о габровском скупердяйстве нет-нет, да и встретятся вполне годные маркетинговые приемы.
Хозяин магазина из Габрово повесил над дверью вывеску, написанную коряво и неграмотно. Сосед попытался поправить ошибки, но габровец ответил:
– Спасибо, но пусть будет так! Покупатели должны думать, что продавец – лопух, которого легко обмануть.
К этой хитрости, кстати, часто прибегают торговцы с Кавказа или из южных республик бывшего СССР. То ли образ полуграмотного дехканина действует на потенциальных покупателей успокаивающе (мол, не надует), то ли чувствующий свое интеллектуальное превосходство москвич или петербуржец втайне надеется обратить к своей выгоде возможные ошибки продавца. Но тот если и ошибется при расчетах, то непременно не в пользу покупателя.
Тяжело больной габровец, собравшись с силами, поднялся, встал на колени перед киотом, помолился и дал обет:
– Господи, если я поправлюсь по твоей милости, то продам коня и на все деньги поставлю тебе свечек!
Вскоре габровец поправился и понял, что нужно выполнять обет. Взял мерина, посадил в мешок курицу, и пошел на базар.
– Продаю коня за два лева! – закричал габровец.
Собралась толпа.
– Продаю коня только вместе с курицей! Курица стоит двести левов!
Продажа товаров в комплекте – настолько избитый маркетинговый прием, что его и комментировать не нужно. Но ведь работает!
На базаре бок о бок торговали трое: один продавал огурцы, другой – помидоры, а третий – арбузы.
Возле первого остановился покупатель и спрашивает:
– Ты что продаешь?
– Не видишь, что ли? Огурцы!
– Да разве это огурцы? Ты знаешь, у нас в селе какие огурцы?!! Твои по сравнению с ними – просто зеленые виноградинки!
Отошел и остановился возле второго продавца:
– А ты что продаешь?
– Помидоры.
– Да разве это помидоры? Да у нас в селе такие помидоры! Твои на их фоне – красные виноградинки!
Арбузы продавал габровец. Увидев, что этот привередливый покупатель подходит к прилавку, он закричал:
– Горох, горох! Продаю горох!
Что ж, предварительное занижение покупательских ожиданий, предвосхищение возражений клиента в сочетании с акцентом на видимых достоинствах товара – все это вполне работоспособные компоненты клиентоориентированной техники продаж. Жаль, что большинство современных сейлз-менеджеров владеют ей намного хуже, чем не читавшие Друкера и Котлера торговцы из небольшого болгарского городка.
Кстати, первый габровский анекдот был опубликован в одной софийской газете в 1907 году. А в журнале «Софийская неделя» с 1911 года началась публикация подборки смешных историй о реальном жителе Габрово – известном своей бережливостью деде Миньо Попе. На самом деле этот «прижимистый эконом» был весьма богатым торговцем и крупным ростовщиком. Что не мешало ему – в буквальном смысле слова – экономить на спичках. Но это уже отдельная тема...
Journal information