А вы не заметили, как часто в современных российских фильмах, не военных, а про #жизнь, главные герои стали «труса праздновать», и это подаётся с экрана как позитив? Ну а если герой рискует своей жизнью ради других, то этот его #риск всячески осуждается по сюжету. То есть, полная противоположность тому, что было в советском #кино…
Вот, к примеру…
Посмотрел по совету приятеля несколько серий реанимированного «Склифософского» на Youtube. Там главная сюжетная линия крутится вокруг удивительных приключения доктора Олега Брагина (играет Максим Аверин) – жизнелюба, женолюба, весельчака и смельчака. И вот в одной из серий он оперирует больного, в животе которого застрял неразорвавшийся самодельный снаряд, пока весь персонал «Склифа» эвакуирован в безопасное место. То есть, делает свою работу, спасая пациента. Операция проходит успешно, снаряд извлечён, передан сапёру, но тот допускает роковую ошибку и происходит взрыв. Доктор Брагин получает тяжёлые травмы, но остаётся жив – и несколько серий подряд огребает от многих других героев, особенно женщин, по первое число за то, что рисковал. Что не подставил другого хирурга под смертельный риск.
Полбеды, что сюжет беззастенчиво спёрт у американского телесериала «Анатомия страсти», где ровно то же самое происходит в одном из эпизодов с главной героиней, тоже хирургом Мередит Грей. В конце концов, совсем не удивительно, что #Россия «творчески заимствует» многие идеи у мирового лидера. Беда в том, как именно это заимствование происходит. В американском оригинале главной героине все остальные персонажи преимущественно сочувствуют, понимая, что работа есть работа. А вот в его российском клоне настолько сильный коллективный остракизм получился, что и сам главный герой начал «перевоспитываться», обретая пресловутую умеренность и аккуратность. Ту самую, которую в советском кино заклеймили бы как обывательскую #трусость.
И таких примеров современной фильмографии – десятки любой киноман переведёт. В каком-то смысле, даже народная кинодилогия «Брат» и «Брат-2» этим новым подходом ненавязчиво отправляется в утиль. А популяризируется тем самым государственный тезис о том, что смелость хороша либо для военных, либо для полных отморозков, пусть даже и положительных.
Было бы неправильным высказывать мысль о том, что всё это делается по заказу сверху. Едва ли тут #Кремль подсуетился. Но в целом пропаганда робости в мирной жизни и беспримерных подвигов на войне отвечает интересам нынешней кремлёвской верхушки, для которой главное – избежать протестных выступлений: для открытого протеста и тем более для выхода на баррикады нужна ведь недюжинная смелость, не так ли?
С другой стороны, творческие личности, включая и сценаристов-халтурщиков, обычно весьма чутко держат нос по ветру и реагируют на общественный запрос, на социальный заказ. То есть, не получается ли так, что сейчас и всё российское #общество заинтересовано в продвижении #мысли о ненужности и даже о вредности смелости, и в первую очередь – у мужчин? Ведь должно же общественное сознание как-то оправдывать всеобщую покорность?
Journal information