Итак, как бы ни казалась соблазнительной и очевидной мысль о том, что «во всем виноваты жулики и воры из ЕдРа», реальные экономические законы несколько сложнее. Да, видимая связь между бедностью, оцениваемой по размеру душевого ВВП, и коррупцией, оцениваемой – за неимением лучшего – по соответствующим индексам и рейтингам, существует. Как правило, высокий уровень коррупции наблюдается в «бедных» странах. Но вот однозначно утверждать, что коррупция приводит к бедности, было бы не совсем правильным.
На самом деле, зависимость между коррупцией и бедностью не прямая, а опосредованная. У двух этих показателей есть общий источник, продуцирующий как одно явление, так и другое. Это – эффективность управления в стране. Эффективность социальных институтов, задействованных в этом управлении.
Чем ниже эффективность управления, тем хуже обстоят дела с экономикой, тем выше бедность. Чем ниже эффективность институтов, тем наглее и вороватее чиновники, тем выше коррупция. То есть, если управление эффективно, то уровень коррупции маленький, а люди богаче. И наоборот.
Институты были тоже упомянуты не всуе. Их качество решающим образом влияет на эффективность управления. Прежде всего, речь идет о таких социальных институтах, как мораль, образование, культура, право (включая отношения собственности), общественные организации и т.п. И если в стране подверглась коррозии общественная мораль, деградировали образование и культура, не утвердилось верховенство права, низка социальная активность граждан, не будет ни эффективного управления, ни преодоления бедности, ни подавления коррупции. Не будет в жизни счастья…
Опять-таки, социальные институты не возникают из пустоты и не функционируют в вакууме. Их эффективность ровно такова, каков запрос на нее со стороны граждан. Если основная масса населения считает моральным «решить вопрос на месте и без квитанции» с контролером или инспектором ДПС вместо того, чтобы действовать по принципу «нарушил – отвечай», взяточничество на всех уровнях госуправления будет морально оправданным. Если человек мирится с тем, что «закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло», об эффективности судебной системы можно забыть. Если имярек самоустраняется от участия в управлении, даже когда речь идет об управлении многоквартирным домом, где он проживает, о приемлемом качестве государства мечтать не стоит.
В общем-то, все изложенное – это ликбез. Но ведь находящиеся в плену примитивных стереотипов хомячки даже и этих крох не ведают.
Словом, прошу этот пост считать личным вкладом в повышение качества института образования.
Journal information