
Для среднего американца «гражданская война» – это что-то из далёкого прошлого. Страница истории, не более того. Для обычного россиянина гражданская война – значимая часть сегодняшних переживаний. И, возможно, мрачный образ недалёкого будущего.
По данным социологов, в нынешнем, спокойном и стабильном 2019 году едва ли не каждый третий житель России призывного возраста считает именно гражданскую войну одной из основных угроз, которые вызывают тревогу и опасения в связи с текущей ситуацией в стране. Об этом говорит ФОМ. В целом по выборке опрошенных липкий страх перед таким конфликтам присущ 28% респондентов.
Думаете, они ошибаются?
Точно такой же страх гуляет и на самом верху. Хотя, казалось бы, с чего? Цезарь ведь на месте, соратники рядом, всё в стране прекрасно, судя по докладам.
Но данные различных социологических опросов, а главное, ни в каких отчётах не фиксируемые личные ощущения социологов говорят, что не всё так однозначно. Люди, с которыми проводятся глубинные интервью, не особенно скрывают своих настроений. Не протестных, нет. Просто, с одной стороны, всех накрывает тягостное ощущение безнадёги: нынешнее прозябание – это не временный период, который надо перетерпеть, а новая российская #реальность.
Пришло какое-то смутное осознание, что все прежние – радужные – жизненные планы, и главное, будущее детей и внуков, пошли куда-то под откос. Чем дальше, тем больше #Россия увязает в конфликте почти с половиной мира (если сопоставлять объёмы ВВП), и выхода из него нет не то, что достойного, а никакого нет. И нет уже ресурсов и запасов сохранять привычный образ жизни даже в урезанном виде.
А с другой стороны идёт внутренний поиск виноватых. Который, по русской традиции, обращён вовне. Но если раньше общественная мысль не шла дальше «плохих бояр» в надежде на вмешательство «доброго царя», то поспешная и несправедливая #пенсионнаяреформа словно открыла людям глаза на суровую правду. «Царь» первым разорвал негласный социальный контракт, по которому народу обеспечивался более-менее приемлемый уровень жизни в обмен на политическую пассивность.
И вот, как фиксируют социологи, это чувство обманутого вкладчика начинает переходить в раздражение, а оно – уже в агрессию. Пока что последняя гуляет где-то по окраинам и в целом тушится. Но ключевое слово тут – #пока.
Уверен, тут есть немало читателей, которые помнят, как распадался #СССР. Который, конечно, был намного более сильным и могущественным в сравнении с путинской Россией. Ещё в 1988 году и даже в начале 1989-го у большинства советских граждан и мыслей не было о скором крахе, что бы ни говорилось об этом сильно постфактум. А потом события пошли разрастаться, как снежный ком. И если вспомнить историю, во многих бывших советских республиках как следует полыхнуло. Когда упали прежние скрепы и вспомнились старые обиды. Кое-где всё это тлеет до сих пор…
Так где гарантия, что и Россия, которая разделена, как и Советский Союз, по национальным, географическим, социальным и экономическим параметрам, имеет иммунитет к распаду и войне?
И, может, люди опасаются всё же не зря?
Journal information