
Этот случай не столько резонансный, сколько показательный. Вполне возможно, он даже станет прецедентным для России. Но не будем забегать вперёд.
Итак, в чём хитрость убить человека, попасть в жернова российской судебной машины и… выйти сухим из воды – особенно если ты не сын олигарха или не личный друг Сами-знаете-кого?
Оказывается, всё не так уж и сложно. Если…
Если убийца принадлежит к нескольким «уважаемым» когортам – не только профессиональным, но и национальным. Последнее, возможно, не менее важно чем первое.
Вот суть дела. Некоторое время тому назад врач-ординатор нейрохирургического отделения клинического госпиталя во Владивостоке взялся провести рутинную операцию пациентке. Ей нужно было удалить «проблемный» межпозвоночный диск. Это вполне распространённая манипуляция, известная вот уже почти 100 лет, которая проводится в плановом порядке. Потому её и доверяют даже ординаторам.
Но в данном случае не самое сложное вмешательство завершилось трагически. Пациентка умерла прямо на операционном столе. Выяснилось, что хирург по неосторожности повредил подвздошные артерии и вены. Последствия – массивная кровопотеря и летальный исход.
В Америке в таких случаях врачу говорят прямо: «Ты убил пациента!». В России возбуждается уголовное дело по ст. 109 ч. 2 УК РФ с более мягкой формулировкой – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Это максимум три года лишения свободы, возможно, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок.
Но в данном случае не было даже и этого. Допустившему грубейшую медицинскую ошибку врачу присудили… всего лишь штраф в 100 тыс. руб. И отпустили с миром. То есть, на свободу с чистой совестью.
Это – шок!
Да, подсудимый полностью признал свою вину в произошедшем, раскаялся, как-то загладил вред и т.п. Но мало ли раскаявшихся, признавших и осознавших сидят у нас по разным ИТУ, отбывая вполне реальные сроки? Можно вспомнить, например, как судили – и осудили в первой инстанции! – врача-гематолога Елену Мисюрину, которая только предположительно допустила врачебную ошибку при заборе костного мозга у пациента. И если бы не вмешательство Владимира Путина, отправилась бы специалист с многолетним опытом отбывать двухлетний срок в Мордовию.
Так почему же судьи проявили не свойственный им гуманизм?
Возможно, сыграла свою роль принадлежность подсудимого, капитана медицинской службы, к «уважаемой» касте военных. Возможно, судей Владивостокского гарнизонного военного суда напугала прошлогодняя шумиха и проявили понимание в отношении представителя «тоже уважаемой» группы – врачи. И очень возможно, что свою роль сыграла «очень уважаемая» национальность врача-убийцы, Батыра Умарова, выходца из одной очень горячей республики.
Так что дело это и впрямь показательное. Очень наглядно показывает оно, что в современной России многое, если не всё, решает принадлежность к социальной группе, касте, нации, клану, тейпу…
Что же остаётся в такой системе для большинства населения?
Journal information