А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О загадке ракетного превосходства России над США

Space Transport Rocket

Почему российские ракетные двигатели намного лучше американских? А почему самые современные #технологии – даже те, которые использует американский прохиндей визионер Илон Рив #Маск, – критически зависят от… животных и людей, живших две с половиной тысячи лет назад, знаете?

Нет? Ну так слушайте сюда…

У современных ракетных двигателей диаметр в плоскости среза сопел колеблется в пределах 10-12 футов – и не больше. Хотя инженеры знают, что тяговооружённость пропорциональна квадрату этого самого диаметра. Который они хотели бы увеличить, но – не могут.

Спрашивается, почему?

А всё дело в том, что двигатели доставляются к месту сборки ракет по железной дороге. А она имеет стандартную колею – 4 фута 8,5 дюйма, которая и задаёт соответствующие ограничения на габариты перевозимых грузов. Кстати сказать, в России колея чуть шире, поэтому наши двигатели лучше.

Но откуда взялась эта роковая цифра – 4 фута 8,5 дюйма?

Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии. А в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные. А первые английские трамваи производились по образу и подобию конки. В свою очередь, длина оси конки составляла как раз 4 фута 8,5 дюйма!

Но почему?

Потому что конки делали с тем расчётом, чтобы они попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колёса меньше изнашивались. А расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8,5 дюйма!

Отчего так?

Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц. А длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 футам 8,5 дюймам!

Уф! Вот теперь мы, наконец, докопались, откуда взялся этот размер. Но всё же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?

А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8,5 дюйма – это был как раз размер двух лошадиных задниц, когда их обладательницы стоят рядом. Делать же ось колесницы длиннее и расстояние между колёсами шире было неудобно, так как это нарушало бы равновесие, во-первых. И было бы не экономно, во-вторых.

Ну вот вам и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в Космос и готовится колонизировать Марс, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера древнеримской лошадиной задницы!

Надеюсь, вы прочитали всё это внимательно. И даже прониклись

А зря!

Потому что правдивая история – вот:

– диаметр сопла ракетного двигателя – это всегда плод инженерного компромисса: у самой Земли он должен быть поменьше, чтобы уменьшить сопротивление воздуха, а на высоте, наоборот, больше, и это каждый раз очень сложный выбор, который задаётся множеством параметров, но только не габаритами древнеримской лошади;

– если детали кораблей перевозят к месту сборки в США ж/д транспортом, то только в разобранном виде, а совсем негабаритные элементы транспортируют водным путём;

4,8 фута (1,47 м) - действительно стандарт ширины «английской колеи», но при этом ширина тоннелей и грузовых ж/д платформ намного больше;

– в Римской империи не существовало единой колеи. Были лишь безуспешные попытки стандартизировать их для увеличения пропускной способности по мостовым. Колея боевой колесницы от 1,2 до 1,5 м в зависимости от вооружения. Тяжёлые дроги и полоки имели колею до 2,5 м.;

– расстояние между крупами лошадей зависит исключительно от типа и вида упряжи (дышловая и оглобельная) и количества впряжённых попарно лошадей (от 1,2 до 1,8 м). А ведь ещё и тройки лошадей запрягали…

– ни в Англии, ни в другой стране мира также не существовало единой дорожной колеи, из-за отличий в колее кэбов, тарантасов и дилижансов (до 6 футов на задней оси);

– «Стефенсоновская» колея устаканилась как основная по двум прозаичным причинам – из-за компоновки паровоза Стефенсона, а также из-за удобного размера шпал в качестве которых использовались стандартные горные крепи.

Так что в реальной жизни всё не так интересно, как в популярных байках, которые снова заполоняют Фейсбук. И это их третье, а то и пятое пришествие. Самое первое же упоминание подобной ереси в Рунете относится примерно к 2002-2003 гг. И уже тогда оно шло с пометкой боян. Американцы же – собственно, эту удивительную историю мы, как и многое другое, позаимствовали у них – развлекались подобным ещё в 1990-е, увязывая ширину колеи с различными деталями шаттлов.

Кстати, в какой-то момент в эти выдумки поверило неприлично много людей, в том числе журналистов. И НАСА было вынуждено размещать на своём сайте специальное опровержение по всем пунктам. Часть из которого процитировал чуть выше (ссылку сейчас не найду за давностию лет).

В общем, неплохой #тест на критичность мышления. Наглядный опыт, как легко можно манипулировать взрослыми и образованными людьми, жонглируя полуправдой и цифрами…

Теперь вас не удивляет, почему современное #общество так легко верит во всякую чушь?

Tags: #Маск, #Россия, #США, #блоги, #общество, #тест, #технологии, #юмор, Россия, США, блоги, общество, технологии, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo a_nalgin ноябрь 8, 2028 18:28 861
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “технологии” Tag