Китайская экономика продолжает замедляться, следует из данных государственного статуправления КНР: рост ВВП за 2011 г. составил 9,2% по сравнению с 10,4% в 2010 г., его номинальный объем достиг $7,4 млрд. В IV квартале ВВП Китая вырос на 8,9% по сравнению с тем же периодом 2010 г. и оказался ниже показателя III квартала (9,1%). Квартальные темпы роста ВВП Китая опустились ниже 9% впервые с середины 2009 г. При этом среднегодовой рост китайской экономики за последние 30 лет составил 10%, напоминают "Ведомости".
На первый взгляд, это не очень хорошая новость для мировой экономики. Китай, по большому счету, последние годы оставался единственным серьезным локомотивом ее роста
в условиях балансирующей на грани рецессии Европы и вялой экономической динамики в США. Более того, ряд экспертов прогнозируют, что замедление китайского дракона - это всерьез и надолго, поскольку Поднебесная исчерпала возможности продолжать расти за счет дешевой рабочей силы и ориентации на экспорт товаров. Совокупный мировой спрос на продукцию "всемирной фабрики" снижается из-за финансовых проблем развитых стран, а рост внутреннего потребления в КНР ограничен церым рядом факторов. В их числе - необходимость борьбы с инфляцией и желание сохранить конкурентоспособность экономики, не допуская разрастания расходов на оплату труда.
Словом, КНР предстоит распрощаться с двузначными показателями годового подъема ВВП. По мнению экспертов, опрошенных WSJ, в 2012 г. прирост китайской экономики не превысит 8%, а в 2013-2016 гг. будет в среднем 6,6%. Одно только это может сократить показатель глобального экономического роста на половину процентного пункта.
С другой стороны, то обстоятельство, что китайский дракон вот-вот сложит крылья, едва ли станет катастрофой для мирового хозяйства. Япония на протяжении почти всей второй половины ХХ в. была лидером по темпам экономического роста, но затем отправилась в «потерянное десятилетие» в 1990-х. гг. Глобальная экономика пережила его в целом без драматических потрясений. Это, конечно, довольно грубая аналогия. Но в целом рыночная экономика устроена так, что если лидер спотыкается, всегда найдется тот, кто сумеет наилучшим образом использовать открывшиеся возможности.
Journal information