Знатокам истории совсем не сложно ответить на этот вопрос.
Гильотиной. Ровно 220 лет назад, 20 марта 1792 года Национальная ассамблея Франции одобрила применение этого орудия в качестве единственного законного средства казни.
(Кровь людей не меняет цвета),–
Гильотины веселый нож
Ищет шею Антуанетты.
Эти строки Михаила Светлова, кажется, входили даже в школьные хрестоматии. В 1920-х гг. романтизация и поэтизация «священного» террора были весьма популярным трендом в пролетарской литературе.
Однако же в самом обезглавливании-гильотинировании не было ничего романтического.
«В Алжире ... был приговорен к смертной казни один убийца, совершивший неслыханно чудовищное преступление (его жертвами стала целая крестьянская семья вместе с детьми)... Многие считали, что обезглавливание — слишком легкая смерть для такого мерзавца. Говорят, что так же думал и мой отец, который особенно негодовал из-за убийства детей. Он встал до рассвета и отправился на другой конец города, где должно было состояться публичное исполнение приговора... Моя мать говорила потом, что когда он вернулся, на нем лица не было. Он вихрем ворвался в дом и повалился на кровать. Его рвало. Он увидел то, что на самом деле скрывалось за высокопарными фразами. Он уже забыл об убитых детях. Он видел лишь дергающееся на доске тело осужденного с перерезанным горлом».
Это уже Альбер Камю. Решительный противник гильотины и смертной казни. Кстати сказать, доктор Жозеф-Игнас Гильотен, ставший «крестным отцом» этой машины смерти, по некоторым данным, тоже был против узаконенного убийства.
В 1789 году врач выдвинул пять предложений относительно гуманизации высшей меры наказания. Во-первых, по его мнению, следовало ввести систему защиты семьи преступника, которая не должна была ущемляться в правах. Во-вторых, отказаться от конфискации имущества казненного. В-третьих, предусмотреть обязательное возвращение родственникам тела после казни. В-четвертых, превратить казнь из публичного действа в тайное. В-пятых, установить единый стандарт наказания с помощью простой машины, не допускающей излишних страданий жертвы.
Поначалу приняты были только три первых пункта. Но когда революционный террор стал набирать силу, о необходимости применения машин заговорили уже сами палачи. И тогда французские законодатели вернулись к идеям Гильотена.
Кстати, доктор не был изобретателем гильотины. В числе ее творцов – другой врач, Антуан Луис, секретарь Академии Хирургии. Изготовление конструкции было поручено инженеру и производителю музыкальных инструментов Тобиасу Шмидту. Общее руководство и практические испытания взял на себя главный палач Франции (официальная должность, между прочим!) Шарль-Анри Сансон.
Вообще говоря, прообразы гильотины появились еще в XI веке н.э. А первые заслуживающие доверия сведения о казни с использованием таких машин датируются 1280-м или 1307 годом. Но Луис, Шмидт и Сансон внесли в проверенную веками конструкцию важное новшество. заменив полукруглое лезвие скошенным. Это позволило резко сократить «брак» в работе устройства.
25 апреля 1792 года состоялась первое гильотинирование преступника. Говорят, публика была разочарована «слишком быстрым» исполнением наказания. Всего же за 10 лет Великого Террора на гильотине было казнено свыше 15 тысяч человек.
Бедный доктор Гильотен! Вопреки легенде, он не стал одной из многочисленных жертв гильотины. Но оказался жертвой исторической несправедливости. Орудие массовых убийств, к изобретению которого он даже не был причастен, названо было в его честь. Сомнительная честь, надо сказать.
Доктор долго боролся за переименование гильотины. Обращался даже к Наполеону Бонапарту. Но и всесильный император не помог. Жозеф-Игнас Гильотен умер в 1814 году от заражения крови после неудачного вскрытия фурункула. А его потомки предпочли сменить фамилию.
Journal information